А. Минаев, "Наш общий Фернан", 2008 год.




 

БЛАГОДАРНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Фернандель

На рубеже 40-50-х, после успеха комедии Карло Рима «Летающий шкаф», и возвращения на сцену Фернандель вновь работает с Саша Гитри («Вы спасли мне жизнь») и Марселем Паньолем («Топаз») и снова собирает урожай лестных отзывов. В третий раз выступает, как режиссёр («Адемар - игрушка судьбы», 1951). Затем актёр снялся в фильме Жюльена Дювивье «Мирок дона Камилло» положившем начало серии из шести картин, героем которых стал сельский священник.

В 1952-ом году Фернандель удостоился Высшей награды Франции - Ордена Почётного Легиона и медали «За гражданские заслуги» (кроме того актёра наградили «Орденом Искусств и Литературы» и множеством других музыкальных и кинематографических призов). Затем он совершил турне по Европе, Америке и Канаде, получил ироническое и почётное прозвище «первого посла французкой культуры», был принят Папой Римским. Кроме того, несколько раз Фернандель стал обладателем премии Куртелена - высшей награды комика. В фильме «Баран о пяти ногах» актёр сыграл несколько ролей, как бы, бросая вызов англичанину Алеку Гиннессу поразившему европейских зрителей своей многоликостью в фильме «Добрые сердца и Коронеты» и такому же великому «хамелеону» - итальянцу Тото, экранный дуэт с которым, кстати, тоже станет примером оглушительного успеха обоих («Закон есть закон»).

Пятидесятые годы отмечены сотрудничеством и дружбой с Анри Вернеем, и ссорой с Марселем Паньолем, назвавшим Фернанделя «мастером гримас». Фернан, между тем, добавляет к послужному списку ряд более или менее успешных картин, среди которых и первая режиссёрская работа Серджо Леоне в должности ассистента («Играй, музыка!»), которой Фернандель отмечает 30-летие работы в кино и начало недолгой кинокарьеры своего сына. Популярными, если не обречёнными на успех у публики, были криминальные комедии, в которых герой Фернанделя, далёкий от преступного мира, волею обстоятельств попадал в самую гущу гангстерских разборок («Крутой», «Человек в непромокаемом плаще»). Впрочем, иногда, и сам актёр не прочь был изобразить пройдоху или грабителя, как в фильме Жиля Гранжье «Человек в бьюике». В 1963 году Фернандель снимается с Бурвилем, в комедии того же режиссёра «Стряпня на сливочном масле». Затем артист ведёт переговоры о совместном предприятии с Жаном Габеном. Два пожилых корифея экрана быстро достигают согласия и создают кампанию по производству фильмов («ГАФЕР»), на которой будут сняты «Неблагодарный возраст», «Кошелек или жизнь» и «Поездка отца». 1965 год новый триумф в мюзик-холле уже в паре с сыном. Фернандель принимает участие в нескольких благотворительных организациях одновременно, полагая, что это необходимо в жизни, «в которой так много грабителей». В 1968 году артист, после долгого перерыва, вновь с огромным успехом поёт по телевидению. Снимается в триллере Робера Тома «Фредди» и в мелодраме «Счастлив тот, кто подобно Уллису...» - своей последней завершённой картине.

Перед кинокамеройСодержаниеШутки в сторону