А. Минаев, "Наш общий Фернан", 2008 год.




 

ПЕРЕД КИНОКАМЕРОЙ

 

Фернандель

...Тем временем в кинематографе произошёл технический переворот — появились звуковые фильмы, пришли режиссёры, которые предпочитали актёров, владеющих мастерством сценической речи и музыкальностью — как раз то, в чём был силён Фернан. Начало кинокарьеры Фернанделя было положено режиссёром Марком Аллегре, который первым из киношников, посетив актёра в его гримуборной, предложил ему сниматься. Дебютной работой эстрадного хохмача и певца была небольшая роль в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка». Затем, у того же режиссёра Фернандель играл роль «неопытного налётчика» в картине «Чёрное и Белое» – здесь он познакомился с двумя кинематографистами, которые стали его друзьями – драматургом (актёром и режиссёром) Саша Гитри и актёром Реймю, игравшим главную роль.

Освоив новую профессию, Фернандель с этого времени много работает перед камерой – по 14 фильмов в год. Он снимается утром и днём, а вечером снова выходит на эстраду, чтобы петь. Фернандель и не думает отказываться от сцены несмотря на большую занятость в кино – общение с живой публикой для него важно - это заработок и успех, здесь и сейчас. Он поёт в зале «Эльдорадо», в Елисейском Дворце, в «Бобино» и в «Фоли Бержер». Получив приглашение сниматься от самого Марселя Паньоля, Фернандель, скованный рамками контракта, просит режиссёра перенести начало съёмки фильма «Анжель» на несколько месяцев. Маэстро соглашается на уступку - так начинается их сотрудничество и дружба (не исключавшая противоречий и споров), которая продлится почти 30 лет.

После огромного успеха «Анжель», его первой драматической роли Фернандель ещё трижды соприкасался с творчеством Паньоля. «Благодаря этим работам, скажет Фернан, мне удалось доказать, что я был не только комиком но действительно актёром».

С тех пор, как Фернандель связал свою судьбу с Анриеттой, его зять Жан Манс, работал в съёмочных группах большинства фильмов Фернанделя, в качестве ассистента режиссёра, сценариста, автора диалогов или куплетов. После фильма «Голубые бушлаты» по первому сценарию Манса, Жан сочиняет «Игнас», сюжет фильма, который становится важным шагом в развитии кинооперетты. Следует отметить, что в благодарность за этот образ, в память об успехе фильма, Фернандель дал третье имя своему сыну, (Франк Жерар Игнас) родившемуся 10 декабря 1935 года.

В 1937 году Фернандель находит время для того, чтоб написать первую книгу своих воспоминаний, которые, вскоре, будут опубликованы в газете «Се Суар». Отметив 1938 год успехом в трех фильмах («Барнаба», «Татуированный Рафаэль» и «Бунтарь»), Фернандель удостаивается звания «популярнейший актёр» в одном ряду с Жаном Габеном и Даниэль Дарьё, но наслаждаться триумфом оставалось уже недолго.

Фернандель

Политические события в Европе не внушали надежды на прочный мир – в 1938 году власти объявили всеобщую мобилизацию, и Фернандель, как и многие его соотечественники, вскоре надел военную форму. Он снова стал Фернаном Контанденом, с добавлением - рядовой 15-го эскадрона. Впрочем, стрелять ему не пришлось. Новобранец пел средневековые солдатские песенки в концертах на линии Мажино, в перерывах нёс караульную службу, но улыбка этого часового собирала у поста такое количество публики, одетой в мундиры, что начальству пришлось освободить Фернанделя от общих обязанностей. Для того чтобы артист с большим успехом служил отечеству, его поместили поближе к студии Марселя Паньоля.

Как известно, для французов та война была недолгой и нелепой, её так и прозвали, почти официально «странная война». Его демобилизовали 14 июля в день национального праздника. Фернандель вернулся домой, снял военную форму и сказал Анриетте: «Этот костюм больше в жизни не надену!»

После освобождения, Фернан играл в фильме «Простак» в постановке Карло Рима по сценарию Жана Манса - первая послевоенная работа в окружении старых марсельских друзей осталась для него добрым воспоминание на всю жизнь. Комик снова принимается за своё – развлекает, создаёт веселье, но вскоре сам оплакивает смерть друга. Во время выступления в новой оперетте Жана Манса умирает Реймю.

В 1942 году Фернандель впервые выступает в неожиданной роли режиссёра-постановщика. Как это произошло, не может объяснить ни сам актёр, ни режиссёр Карло Рим, объясняющий в своих воспоминаниях многое. После выхода полицейской комедии «Тайна Сен-Валя» (1943), Фернандель впервые читает нелестные отзывы о своей игре, пассажи, которые пять лет назад показались бы почти кощунственными: «Ему следует застраховать свои клыки, ибо талант артиста находится в зависимости от их состояния. Фернандель ржёт, словно кобыла в конюшне, охваченной пожаром». Казалось, этот тон и стиль говорит только об одном: доброе старое время, прерванное войной, уже не вернётся. Заметим, что, невзирая на трудности и подобные отзывы «ценителей», Фернандель, по единодушному мнению коллег, никогда не был заносчивым или сердитым. Этот человек, казалось, неизменно пребывал в добром настроении...

Пора женитьсяСодержаниеБлагодарный возраст