СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Эпштейн, Жан

Жан Эпштейн

ЭПШТЕЙН (Epstein) Жан (Jean) (Варшава, 1897 - Париж, 1953), французский кинематографист и теоретик. Увлечённый литературой, философией и кинематографом, Эпштейн оставляет научные исследования, знакомится с Блезом Сандраром, Жерменой Дюлак и Абелем Гансом. Благодаря издателю Лаффиту, который опубликовал его работу «Здравствуй, кино» (1921), стал ассистентом Луи Деллюка. Первая, наполовину документальная, картина, которую продюсирует Жан Бенуа-Леви, была посвящена Пастеру и свидетельствовала о серьёзности замыслов автора, чувственности его стиля. В 1923 последовало приглашение киностудии «Пате», где он в течение года снял три художественных и один документальный фильм. Вдохновлённый одной из новелл Бальзака, Эпштейн создал фильм «Красная гостиница» / «Красная харчевня», смело использовав приём параллельного показа событийных рядов двух совершенно разных эпох, не утрачивая при этом изящества стиля и детальной проработки эпизодов. В фильме «Верное сердце» незначительная мелодраматичная интрига, происходящая в рабочем квартале одного из портовых городов, кажется лишь поводом для осуществления удачного эксперимента по монтажу и ритму, когда постоянно используются крупный план и вовлечённая в действие камера. Но формальные поиски режиссёра не кажутся совсем уж безосновательными. Он пытается выразить состояние души персонажей средствами, присущими только кино. Даже когда Эпштейн экранизировал известные литературные произведения («Прекрасная нивернезка» по Доде, где настоящим фотогеничным героем является прежде всего река Сена), он не оставлял попыток создания этого специфического искусства - кино. Съёмки документального фильма «Кинематограф с высоты Этны» (1926) знаменовал новый экспериментальный этап, в основу которого легли размышления над созданными ранее картинами и о «седьмом искусстве» в целом. Фильмы, которые он снимал позже для Александра Каменка, менее всего связаны с тем, что его действительно волновало (исключая, пожалуй, восхитительный фильм «Приключения Робера Макера» / «Приключения Робера Макэра»). Это позволяло двигаться ещё нехожеными тропами и утверждать собственную позицию в кинематографе настолько, что Эпштейн рискнул, опираясь на помощь друзей, создать собственную киностудию. Первый независимый фильм «Мопра» (по Ж. Санд) явился продуктом того романтического вдохновения, которое было так плодотворно использовано ещё в фильме «Приключения Робера Макера», но теперь обнаружило возвращение к наивности и непритязательности. В «Трёхстороннее зеркало» / «Трельяж» стилистика чрезмерной утонченности позволила Эпштейну соединить в едином событии три жизненных момента, послав ничего не подозревающего влюблённого героя в смертельную автомобильную поездку, показать в настоящем три момента из прошлого, создав тем самым автономную темпоральность. Поиски режиссёра в этом направлении были продолжены в фильме «Падение дома Эшеров» / «Падение дома Ашеров». На этот раз речь шла о том, чтобы выразить «сверхтемпоральность» на границе реальности, для чего Эпштейн впервые использовал технику ускоренной съёмки. Таким образом достигался эффект, когда жизненный поток, оставляя существа, всё ещё «одушевляет» окружающие их вещи. Фильм «Падение дома Эшеров» напоминает сновидение. Он соткан из чарующих образов, взятых поэтом взаймы у реальности и в изобилии хранящихся на складе фантастических аксессуаров. Но, несмотря на благосклонный приём критики, снимаемые на студии Эпштейна фильмы не приносят дохода, позволяющего продолжить работу в качестве независимого режиссёра. Он реализует проекты, финансируемые различными общественными организациями, но в творчестве происходит решающий перелом. В 1929 году Эпштейн впервые оставляет работу в студиях и отправляется в Бретань, к Океану. Пребывание на островах Банек, Баланек и Уэссан, опыт торговли с обитателями тех мест - собирателями водорослей и рыбаками - легли в основу фильма «Finis Terrae» («Конец земли»), где нашло своё выражение всё то, что в написанных и снятых творениях до сих пор было лишь предчувствием. Максимальное приближение к реальности, начиная со сценария, который не ограничивал, но, напротив, позволял найти выражение мыслям автора; персонажи, которым нет нужды играть, чтобы быть правдивыми; изолированные острова, дикие и пустынные, откуда всё ещё только начнётся, передающие почти космическое восприятие пространства и времени. Динамическая красота возникающих образов, ритм, на который они нанизываются в полном соответствии с законами гармонии, достигают силы визуального выражения, недоступной прежде кинематографу. Вторжение звукового кино, первые пробы которого были достаточно посредственными, отодвинуло на второй план совершенство стиля, достигнутое в таких работах, как фильм «Finis Terrae», завершающем эпоху немого кино, и привело к забвению фильмов, снятых Эпштейном в последующие годы: «Её голова» - примитивное изложение криминальных происшествий и «След мула» - документальный фильм о лесе и лесорубах. Несмотря на разочарования, кинематографист не отказался от дальнейшей работы. Он возвратился на острова у берегов Бретани и сделал два новых фильма, составившие вместе с «Finis Terrae» единый бретонский триптих: Мор Вран» - документальный фильм об острове Сен, где проявилось жёсткое столкновение людей и Океана, и «Золото морей» - полнометражная драматическая лента, снятая в Одик на основе рассказов о пустынной земле. Если он и согласился позже снять ещё два фильма в духе времени, то это было сделано в силу необходимости. После подобного отступления Эпштейн вновь удалился от киностудий, чтобы никогда туда не возвращаться, и в поисках вдохновения исследовал не только Бретань, но и пересёк всю Францию. Он привёз из путешествий материалы для документального фильма, в частности «Да здравствует жизнь!», который посвящён приютам для молодёжи во времена Народного фронта. Вынужденный бездействовать во время оккупации, Эпштейн к тому же подвергся преследованиям из-за своего имени и происхождения. Лишь благодаря вмешательству Красного Креста и нескольких друзей ему удалось избежать депортации.

Жан Эпштейн

Жан Эпштейн.

После войны Эпштейн опубликовал две книги: «Понимание машины» (1946) и «Кино дьявола» (1947) - и завершил бретанский океанический цикл, сняв фильм «Буревестник» / «Хозяин ветров» на Бель-Иль. Это безупречная аудиовизуальная поэма, где режиссёр сводит воедино все свои исследования, экспериментируя на этот раз с «ускоренным звуком», чтобы передать бесконечные модуляции шума волн и ветра.

Пионер французского кино, предвестник многих течений, среди которых и неореализм, Жан Эпштейн не переставал изобретать своеобразный кинематографический язык, основы которого он заложил одним из первых. Слишком поглощённый собственными экспериментами, чтобы долгое время участвовать в движении «французского авангарда», в 20-е он оставляет его ряды и в одиночку продолжает свой путь. В самых дерзких работах Эпштейн пытается раздвинуть временные границы, постичь реальность живых существ и вещей, скрытую за внешними очертаниями. Для Эпштейна кино как искусство движения и экспрессии было подобно мечте. В основании его лежит не личность, но становление, а также способность по-иному быть, чувствовать и думать.

Фильмы:

Жан Эпштейн

Жан Эпштейн. 1923

 

Жан Эпштейн

Обложка к DVD с фильмом Мадо Ле Галля «Jean Epstein - Termaji» (1997). К 100-летию со дня рождения кинематографиста.

 

Жан Эпштейн

Жан Эпштейн в центре кадра (фото "A"), Жан Эпштейн на съёмках фильма «Красная гостиница» (1923, фото "B"), Жан Эпштейн среди рыбаков Бретани (фото "C").

IMDb: nm0258477.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика