СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Фор, Эли
![Эли Фор Эли Фор](img/faure_elie01.jpg)
ФОР (Faure) Эли (Élie) (Сен-Фуа-ла-Гранд, 1873 - Париж, 1937) французский философ, историк и искусствовед. Один из первых интеллектуалов «высшего класса», сделавший ставку на кино как явление новое, влиятельное и социально значимое. Племянник «свободного географа» Элизе Реклю, ученик Бергсона в Лицее Генриха Четвёртого, медик, рано занявшийся практикой анестезирования и бальзамирования; постоянно рефлексировал по поводу различных сфер деятельности. Весь этот богатый жизненный опыт станет впоследствии источником его идей. Убеждённый эволюционист, он твёрдо верит в науку и технику как факторы человеческого прогресса. Философия монизма (природа и человечество едины; законы искусства и культуры - органичные, ритмичные, цикличные-одновременно выступают законами жизни) остаётся близкой у него диалектическому материализму. Именно движение, по его словам, одухотворяет материю, ритм - тело, из чего выводится просветительское значение танца. В книге «История искусства» (1909-1921) Эли Фор указывает, что цивилизации познают фазы восходящие, связанные с объединением (ассоциированием), и нисходящие, вызывающие кристаллизацию и диссоциирование. Первичное искусство - коллективное, следующее за ним - индивидуалистское. Великие эпохи согласия и коллективного созидания нашли своё высшее выражение в танце и архитектуре. Кино становится универсальным языком, порождённым машиной, который способен высказать парадокс одновременного существования протяжённости архитектуры во времени и танца в пространстве. Для представления души и лица XX века, обещавшего стать началом периода объединения, Эли Фор не находит ничего более подходящего, чем кино. В 1922 он приветствует глубину игры Чаплина, которого охотно соотносит с Шекспиром и Мольером. Он подготавливает и определяет кинопластику Эйзенштейна: драматургию форм, аудиовизуальную полифонию, синтез всех искусств; поддерживает поиски Абеля Ганса. С момента выхода фильма «Аталанта» (1934) прославляет гений Жана Виго. Если история пренебрегла проницательностью его писаний, то она практически не смогла воспользоваться богатством аналитических средств, разработанных автором.
![Книга «Эли Фор, биография» Книга «Эли Фор, биография»](img/faure_elie02.jpg)
Книга «Эли Фор, биография». Авторы: Мартина Куртуа и Жан-Пьер Морель. 1989.
IMDb: nm2187420.