«Большая касса», 1965
Оригинальное название: La grosse caisse
Режиссёр: Алекс Жоффе / Alex Joffé
Оригинальный сценарий: Рене Ассео / Renée Asseo, Люк Шарпентье / Luc Charpentier, Жено Жиль / Geno Gil, Алекс Жоффе / Alex Joffé
Диалоги и адаптация: Алекс Жоффе / Alex Joffé, Пьер Леви Корти / Pierre Lévy Corti
Музыка: Жан Марион / Jean Marion
Оператор: Луи Паж / Louis Page
Звукооператор: Жак Момо / Jacques Maumont
Монтаж: Эрик Плюэ / Éric Pluet
Художник: Жак Парис / Jacques Paris
Грим: Билли Боннар / Billie Bonnard
Секретарь: Элизабет Раппено / Élisabeth Rappeneau
Директор: Мирей Де Тиссо / Mireille de Tissot
В ролях:
- Бурвиль / Bourvil
- Поль Мёрисс / Paul Meurisse
- Франсуаза Делдик / Françoise Deldick
- Даниэль Секкальди / Daniel Ceccaldi
- Анри Пьеге / Henri Piégay
- Филипп Марш / Philippe March (в титрах как Aimé de March)
- Менахем Шюваль / Menahem Shuval (в титрах как Menakhem Shuval)
- Бернар Фрессон / Bernard Fresson
- Жак Легра / Jacques Legras
- Жорж Одубер / Georges Audoubert
- Жак Пле / Jacques Plee
- Пьер Ришар / Pierre Richard
- Ив Арканель / Yves Arcanel
- Франсуаза Лебэль / Françoise Lebail (в титрах как Françoise le Bail)
- Пьер Вернье / Pierre Vernier
- Роже Карель / Roger Carel
- Цилля Шелтон / Tsilla Chelton
- Жак Бувье / Jacques Bouvier
- Доминик Зарди / Dominique Zardi
- Алекс Жоффе / Alex Joffé
- и др.
Страна: Франция
Студия: "Marignan", "Paris-Studio-Cinéma"
Производство: Косинор - Марсо (Cocinor - Marceau)
Жанр: Криминал, комедия
Год выпуска: 1965
Рейтинг: IMDb
Краткое содержание:
Луи Бурден (Бурвиль), скромный контролёр парижского метро, работает на станции "Ке-де-ла-Рапе" ("Quai de la Rapee"). Он так любит криминальные истории, что сам под псевдонимом Ленорман пишет роман, озаглавив его «Rapt la à R.A.T.P.»: воображаемую историю об ограблении поезда, на котором к концу рабочего дня перевозят ежедневные доходы, собранные на станциях метро. Бурден практически описал всё до мелочей. Осталось за малым - опубликовать. Но желающих издателей выпустить роман не так-то просто найти. Отказ - нереальная история. Тогда начинающий писатель задумывается о том, кто-бы смог совершить на самом деле такое ограбление.
- Премьера фильма состоялась 9 июля 1965 года.
- Станция "Ке-де-ла-Рапе" метро была воссоздана на студии в Эпине-сюр-Сен (Épinay-sur-Seine).
- "Арсенал" ("Arsenal") - одна из заброшенных станций парижского метро, расположенная на линии 5, в 4-м округе Парижа. Открыта 17 декабря 1906 года, а 2-го сентября 1939 году была закрыта в связи с мобилизацией сотрудников Парижской столичной железной дороги для участия во Второй Мировой войне. Сейчас станция используется для обучения сотрудников отдела технического обслуживания электронного оборудования.
- Фильм возвращает нас в атмосферу парижского метрополитена 1960-х годов с его поездами Спрэг-Томсон (Sprague-Thomson) и контролёрами с компостером (или дыроколом, или ещё перфоратором) в руках. Нам показана система сбора доходов парижского метро того времени. До определённого времени "Парижская столичная железнодорожная компания" (Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris - C.M.P.), а позже "Автономное управление Парижского транспорта" (Régie autonome des transports parisiens - R.A.T.P.) собирала свои доходы с помощью специального поезда (один вагон), который каждый вечер следовал по маршруту: Quai de la Rapée - Place d'Italie - Étoile - Gare de Lyon. После 7 октября 1967 года денежную выручку забирали поезда идущие по шестидесятисантиметровой узкоколейной линии, по так называемому финансовому маршруту, вход которого был защищён бронированной дверью.
- «La grosse caisse» - это название, данное работниками метро бронированному вагону, используемому для перевозки выручки и играющему центральную роль в сюжете.
- В титрах фильма значится имя Пьер Ришар, но это не тот «Белый клоун», которого мы все хорошо знаем, а просто его тёзка. У него роль работника в парижском боулинге. Он вместе с героем Ива Арканеля выгоняют Бурдена из боулинга. На кадре №15 справа. По французской википедии он играет личного водителя Филиппи (Поль Мёрисс) - Кларенса (Clarence), но это актёр Жак Бувье (Jacques Bouvier). На сайте IMDB указан, как сообщник Филиппи.
- Роже Карель в роли начальника станции. Примечательно, что его отец был служащим компании C.M.P.
- Псевдоним Луи Бурдена "Ленорман" (Le Normand) - явный посыл к своему родному месту - Нормандии.
- Издательство "Ганимар" ("Ganimard"), в которое Бурден отнёс свою рукопись не существует. Скорее всего здесь обыгрывается известный французский издательский дом "Галимар" ("Librairie Gallimard").
- После посещения издательства «Ганимар» Бурден описывает Анжелике (Франсуаза Делдик), как скоро они будут разъезжать на Каделлаке. Раннее в этом году вышел фильм «Разиня», где герой Бурвиля - Анутан Марешаль, как раз разъезжает на автомобиле этой марки (Cadillac DeVille Convertible, 1964).
- В начале фильма, находясь на своём рабочем месте, Луи Бурден насвистывает мелодию песни Сержа Генсбура (Serge Gainsbourg) «Контролёр со станции Лила» («Le Poinçonneur des Lilas», 1958). В ней поётся о нелёгкой судьбе контролёра в парижском метро. Песня вошла в дебютный альбом музыканта («Du chant à la une!»).
- Режиссёр Алекс Жоффе в эпизодической роли пассажира в кепке, которому Бурден пробивает билет. Кадр №10.
- Костюмы для Анри Пьеге и Филиппа Марша были представлены домом моды Теда Лапидуса (Ted Lapidus). В титрах указан, как Tedd.
- Некоторые марки автомобилей в фильме:
- Cadillac Sedan DeVille (1959) - личная машина Филиппи
- Fiat 600 D (1965) - Люк (Анри Пьеге) уезжает на ней за Бурденом, когда того выгоняют из боулинга
- Renault Estafette Microcar (1960) - рядом с боулингом, с надписью Bowling de Paris
- Renault Floride Coupé (1959) - в начале фильма Анжелика после работы уезжает в неизвестном направлении
- Бурден разъезжает на велосипеде VéloSoleX 1010 (1957)
- На станции метро "Арсенал" в качестве рекламной кампании, находятся автомобили марки "SIMCA" 1965 года, модели: 1000, 1300, 1500. "SIMCA" (Société Industrielle de Mecanique et Carrosserie Automobile). Бренд "Simca" теперь является частью активов группы PSA, а изначально принадлежал франко-итальянской автомобильной компании, созданный ФИАТОМ (FIAT) для производства во Франции лицензированных автомобилей, продаваемых под маркой Simca-Fiat с 1935 по 1938 гг. Позже только под именем "SIMCA".
- Французский трейлер к фильму.
- Смотреть фильм онлайн.