18. «Дю Гесклен»
1948 год стал для Луи де Фюнеса поворотным. В этом году был снят фильм режиссёра Бернара де Латура «Дю Гесклен» (на илл. постер к этой картине), где де Фюнес сыграл роль придворного астролога и... нищего, главаря банды, аристократа и ещё несколько мелких ролей. Един во множестве лиц! Но Луи был столь блистателен, что просто удивительно, как его не заметили. И ведь не заметили: фильм прошёл без особого резонанса. Хотя уже в этой картине де Фюнес выступил абсолютно зрелым комиком, мастером пародии и уморительного гэга.
Вообще в биографии де Фюнеса много несправедливостей. Луи, к примеру, был великолепным театральным актёром, а мы (российские зрители) знаем его лишь как киноартиста. В его репертуаре нет ни одной трагической и драматической роли, а работа в одном диапазоне, в данном случае — гротескной комедии, всегда приводит к перекосам, к однобокой реализации таланта актёра. Можно лишь представить, каким был бы Луи в роли одинокого старца (а он всегда играл героев старше себя — в силу специфики своей внешности). Или в образе несчастного отца. Но мы не видели и никогда не увидим де Фюнеса рыдающим или грустным. Он — человек-комедия, человек-праздник. Он фонтанирует юмором. Смешит, дурачится, смеётся...
Эти ранние роли наметили пунктиром масштабы дарования де Фюнеса. И ни один из специалистов не распознал в нём будущего короля юмора. Критика всегда относилась к де Фюнесу пренебрежительно. И, как выяснилось, это была проблема критики, а не его.