90. Лёгкий аромат грусти
Кинокомедия — жанр очень скоропортящийся. То, что вчера казалось смешным, сегодня не вызывает даже улыбки. Поэтому многие комедии полувековой давности современному зрителю практически не известны.
Не известны нам и эпизодические роли Луи де Фюнеса — не потому, что они плохо исполнены: просто сами фильмы безнадёжно устарели. Кинематографическая архаика вызывает любопытство только у историков искусства и у специалистов в области кино. Или у эстетов, которые делают вид, что им смешно то, над чем другие не смеются.
Но вот какая получилась штука. Практически все комедии, выпущенные с конца пятидесятых и до середины семидесятых годов, в которых Луи де Фюнес сыграл главные роли, востребованы и сегодня. Достаточно зайти в любой магазин, торгующий мультимедийной продукцией, и спросить DVD с фильмами де Фюнеса. И перед вами выложат дюжину, а то и более дисков. А кино, которое никто не покупает, переиздавать не станут. Значит, смотрят. Значит, интересуются. И, соответственно, смеются — над шутками Луи, которые в те времена критики называли глуповатыми.
Возможно, они и глуповаты. Но, по словам нашего Александра Сергеевича, глуповатой должна быть и поэзия.
Впрочем, не стоит искать в его фильмах того, чего в них нет. Он просто нас веселил. То есть выполнял главную задачу искусства...
Луи де Фюнеса не может быть слишком много. Его всегда недостаточно.