Луи де Фюнес и кинематограф Франции эпохи «славного тридцатилетия»... (Страница 7)
К.А. Юдин. Кандидат исторических наук. Полное название статьи: «Луи де Фюнес и кинематограф Франции эпохи «славного тридцатилетия»: от Шарля де Голля до Франсуа Миттерана. Опыт историко-философского анализа».
Тема защита этого подлинного миропорядка, здорового бытия нации от любых деструктивных «вызовов времени», отчётливо прослеживается в кинокартинах 1960-70-х. Среди них, пожалуй, самыми яркими шедеврами стали: «трилогия» режиссёра Андрэ Юнебеля о Фантомасе, а также настоящая киноэпопея из 6 фильмов, последний из которых был снят в 1982 году, режиссёра Жана Жиро о приключениях бравого французского жандарма Людовика Крюшо: «Жандарм из Сен-Тропе» / «Le Gendarme De Saint-Tropez» (1964), «Жандарм в Нью-Йорке» / «Le Gendarme A New York» (1965), «Жандарм женится» / «Le Gendarme se marie» (1968), «Жандарм на прогулке (или на отдыхе)» / «Le Gendarme En Balade» (1970), «Жандарм и инопланетяне» / «Le Gendarme Et Les Extra-Terrestres» (1979) и, наконец, заключительный фильм, ставший последним не только в серии, но в жизни Луи де Фюнеса – «Жандарм и жандарметки» / «Le Gendarme Et Les Gendarmettes» (1982).
О «Фантомасе» встречаются самые противоречивые суждения, от восторженных, хвалебных откликов, до злорадства и критического «зуда» оппонентов кинематографа «новой волны» – Франсуа Трюффо, Годара др., считавших, что этот фильм «может опорочить французский кинематограф на весь мир» [4]. В действительности, неправы ни те, ни другие, поскольку в равной мере отдаляются в разные стороны от истины. Прежде всего, серия фильмов про Фантомаса была снята в середине 1960-х годов, то есть – в период начинающейся «разрядки» в международных отношениях, достижения паритета в вооружениях и относительной стабилизации и, по крайней внешней умеренности притязаний к друг другу – стран, объединяющихся вокруг НАТО и СССР. Оставляя без комментариев спорные вопросы геополитики, тем не менее, отметим, что именно в это время, генерал Шарль де Голль по приглашению председателя президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного в 1966 (20 июня – 1 июля) году посетил с визитом СССР, несмотря на свою неприязнь к любой левой, а особенно – коммунистической идеологии и политике. В свете этого, образ «Фантомаса» как «преступника № 1», (посягнувшего, по сюжету, на целостность всей планеты и судьбу человечества, а не только Франции), в борьбе с которым сплотилось все мировое сообщество, можно рассматривать как символическую фигуру грядущей разрядки, заключающейся, если не в преодолении противоречий, то по крайней мере, в умении договариваться для решения конкретных общих целей.
Показательно, что к созданию фильма, легкомысленно отнесённому многими киноведами и в том числе современниками, к низкосортному жанру очередного «ремикса», на самом относились очень серьёзно – как в плане художественного воплощения концепции, так и в плане технического сопровождения, поскольку съёмки проходили не только во Франции, но и в Италии и Англии. Поэтому мы не можем согласиться с теми, кто считает, что «Фантомас» бросает тень на достоинство Франции – напротив вся трагикомическая тщетность усилий, предпринятых неистовым комиссаром Жювом (де Фюнес) чтобы арестовать «неуловимого» Фантомаса, иллюстрирует вечную конфронтацию между «абсолютным злом», представленного полусверхъестественным криминальным умом и усердностью «типичного полицейского», олицетворяющего собой «земные», человеческие возможности. Поэтому образ комиссара Жюва, несмотря на очевидную, доходящую до гротеска неуравновешенность, импульсивность, самоуверенность, тщеславность, амбициозность «маленького человека» в мундире, полностью вытеснил и затмил Жана Маре, которому изначально была уготовала главная роль – как самого Фантомаса, так и его равноценного по силе и интеллекту героя-журналиста Фандора, бесстрашно борющегося со злом, социальной и иной несправедливостью – силой пера и личной физической выносливостью, отвагой и мужеством.