«Французская любезность».
Автор Wolfgang66. Рецензия на фильм «Враг общества № 1» (1953).
Опубликовано на Кинопоиске 22.06.2012.
Благодаря кино средний американец имеет представление о французах, как «об усатых месье в белых цилиндрах, имеющих милую склонность к адюльтеру». Французы проявили ответную любезность и сняли фильм об американцах. И, чтобы придать максимум правдоподобия истории, рассказанной в этой картине, выбрали на роль главного американца комика Фернанделя.
Сегодня сюжет «Врага общества N 1» покажется затертым до дыр. Но шестьдесят лет назад он был ещё юн и дышал свежестью. Безобиднейшего, чудаковатого, страдающего близорукостью человека принимают за главаря гангстеров — кровожадного убийцу. Вместе с новым именем — Джо-киллер Кальве — он получает и новую жизнь. В его глупом поведении после ареста и наивном недоумении от происходящего видят притворство — как виртуозную игру матёрого преступника. Делать его козлом отпущения выгодно всем: и полицейским — есть на кого списать нераскрытые дела, и журналистам — шумиха вокруг чьего-либо имени это их хлеб. И для блондинки Лолы появилась возможность представить главного героя выходящей из-под контроля бандитской шайке как Большого Босса. Кальве не видел таких классических картин, как «Лицо со шрамом», «Дом на берегу залива», «Враг общества». Но ему предстоит пройти путь главных героев этих голливудских историй. Он даже попробует «изменить ход мыслей» гангстеров с помощью сельского труда на свежем воздухе. Через двадцать лет и наш советский Доцент попытается перевоспитать закоренелых преступников в безуспешных поисках компромисса между культурой и грабежами.
В этой уморительной, но незаслуженно забытой, комедии нас ждут, кроме безжалостных бандитов, ещё и туповатые полицейские, и скоморошный адвокат, и трусоватый шериф, и, обязательно, роковая красотка. Не обойдётся и без побега из тюрьмы, и автоматных очередей. Будут и романтические моменты. Не увидим мы только потоков крови.
О пародии сложилось мнение как о низкопробном жанре. Даже, обласканные зрительской любовью, такие мастера пародии, как Абрахамс с Цукерами, Мел Брукс считаются режиссерами второго сорта. Тем не менее, этот жанр неуклонно растёт и бьёт рекорды популярности пропорционально росту мусора, наводняющего киноэкраны. Беда только в том, что снимать пародию все чаще берутся те, кто свято верит, что из набора пошлых гэгов получается «самое лучшее» кино. И всё же, даже притязательные ценители искусства кино, строя кислую мину при слове «пародия», испытывают непреодолимое любопытство к этому типу фильмов. Чтобы постигнуть всю тонкость шуток в них, казалось бы, необходимо хорошо знать пародируемый материал. Но, на деле, самый неискушённый зритель непостижимой интуицией способен определить меру остроумия пародистов.
«Враг общества N 1», высмеивающий не только преступный мир Америки, а, в большей степени, представителей её закона, нанося уколы и другим её социальным слоям, снят во времена, когда пародия выглядела белой вороной среди мелодрам, романтических комедий, вестернов и эпических картин. Нестареющий юмор, точное попадание по всем объектам насмешки, чувство меры делают этот фильм классикой жанра. И ещё, конечно, участие в главной роли актёра, одно появление на экране которого вызывает смех. Невозможно остаться равнодушным к его забавному лицу с потрясающей мимикой и всепобеждающей улыбкой. А полуторачасовой бенефис Фернанделя — это просто праздник.
Эта малоизвестная в широких кругах картина, пародирующая голливудские гангстерские фильмы 30-х годов, заметно повлияла на мировую комедию. В частности, на советскую. Недотёпа, одерживающий верх в неравной борьбе с криминальными элементами, — этот образ присутствует в лучших фильмах нашего великого комедиографа Леонида Гайдая.