«Ле Шануа» (1972)
С добрыми намерениями. (страницы 25-28)
(Александр Брагинский)страница 25 |
Следующий свой фильм — «Пустая затея» — Дрейфюс создаёт уже в период так называемой «странной войны» 1 (В 1939 году Англия и Франция объявили войну Германии. Войска противников стояли на границе, однако боевые действия фактически не велись.).
Один из продюсеров предложил Дрейфюсу закончить художественный фильм, начатый другим режиссёром. Этот продюсер купил у прогоревшей фирмы права на завершение работы и полную свободу в обращении с уже отснятым материалом. Фильм под названием «История кораблекрушения» должен был повествовать о том, как на океанском пароходе встречаются расставшиеся незадолго до того герой и героиня. Пароход терпит крушение у необитаемого острова. Оказавшись на нём, герои вынуждены помогать друг другу и в конце концов решают снова попробовать начать совместную жизнь.
Отснято было немало — почти все сцены на пароходе, в воде, на острове. Но всё это было из рук вон плохо. Сцены не связывались одна с другой. Мелодраматическая история приобретала в некоторых из них комический оттенок. Короче говоря, надо было привести всё к единому знаменателю. На досъёмки давалось четыре дня. Естественно, что снимать можно было только в павильоне да притом ещё с новыми актёрами.
страница 26 |
Надо отдать должное Дрейфюсу, он нашёл оригинальный выход из положения, придумав рассказ о том, как трое сценаристов и секретарша продюсера сочиняют «весёленький» сценарий о двух робинзонах. Все несообразности снятых «прежде» сцен на острове объяснялись теперь взлётами фантазии сценаристов. Каждый из трёх авторов вкладывал в сценарий что-то своё. Между делом авторы курят, пьют вино, бегают закусить в соседнее кафе. Один ухаживает за секретаршей, другой озабочен состоянием здоровья своего пса, которому он хочет непременно дать «поиграть» в фильме. Третий «толкает» в фильм сочинённую им песенку. Принадлежащая компании «Женьюс-фильм» комната, где пишется сценарий, сама напоминает корабль, терпящий крушение. За затемнёнными окнами — Париж 1939 года, тревожно прислушивающийся к сиренам воздушной тревоги.
Первоначальный сюжет, естественно, претерпел изменения. Благодаря вмешательству сценаристов бывшие любовники превратились в чужих людей — француза Франсуа (Ролан Тутен) и американку Уни (Уинни Уинфрид). Типичная представительница американской цивилизации, Уни ведёт себя на острове в соответствии со своими представлениями о том, что всё можно купить за доллары. Безответно влюблённый в неё француз страдает.
страница 27 |
Затем они, разумеется, примиряются (тем более что собака Франсуа спасает жизнь Уни и находит клад) и превращается в благополучную супружескую пару, которая будет ждать спасения.
В картине два конца: один счастливый — для робинзонов, другой несчастливый — для сценаристов: утром выясняется, что продюсер разорился и фильм не может быть поставлен. Выходит, что они зря проработали сутки. Не солоно хлебавши, наши авторы покидают помещение кинофирмы «Женьюс», говоря, что недурно провели время, сочинив весёленький сценарий. Отсюда и новое название фильма — «Пустая затея».
Придуманный Дрейфюсом ход давал возможность довольно органично соединить то, что было снято до него, с тем, что он мог доснять. Приглашённые им актёры Андрекс, Модо, Тиссье хорошо почувствовали ироническую интонацию режиссёра. Они с азартом придумывают самые невероятные ситуации, нисколько не веря в их реальность.
В этой картине, выпущенной в 1942 году под названием «Неотразимый мятежник», уже можно обнаружить элементы режиссёрского почерка Ле Шануа, его юмор, умение сообщить изображаемому иронический подтекст.
страница 28 |
Оккупация прервала режиссёрскую деятельность Дрейфюса. Чтобы избежать ареста, он меняет фамилию. Теперь он Ле Шануа. Под этой фамилией, которую носила до замужества его мать, он работает сценаристом, пишет диалоги для ряда коммерческих картин.
Среди участников движения Сопротивления Ле Шануа известен так же как майор Марсо. По поручению партии он организует среди кинематографистов группы патриотов для активной борьбы с нацистами. Оккупанты с первых дней своего хозяйничания во Франции взяли под политический и финансовый контроль все кинофирмы и прокатные организации, чтобы использовать их в своих целях. Но в этой сложной обстановке лучшие представители киноискусства Франции постарались помешать этому и сделать кино средством и оружием в борьбе с врагом.
Активную помощь им оказали сами зрители, бойкотировавшие нацистские фильмы. Фашистские власти были вынуждены разрешить производство и прокат французских фильмов. Разумеется, разрешались исключительно развлекательные картины — комедии или детективы. Тем не менее, пользуясь эзоповым языком, художники-патриоты создают в этот период фильмы, оказавшие огромное влияние на подъём морального духа народа.
К таким произведениям относится, например, фильм Луи Дакена «Мы — мальчишки» (1941) — о школьниках одного из парижских предместий.
страница 24 | Содержание | страница 29 |