«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 37-40)

(Александр Брагинский)
страница 37

Ле Шануа, обращаясь, в общем, к сходным вопросам и рисуя положение школы в провинциальном городке, оперирует иными выразительными средствами. Он больше публицист в своей картине, чем психолог. Для него главное — высказаться по поводу состояния школьного дела в стране. Именно поэтому Ле Шануа, в отличие от Виго, у которого почти нет положительных персонажей среди взрослых (исключение — «феерическая личность» надзирателя Югэ), в центр фильма помещает учителя — человека, который, по его убеждению, должен олицетворять положительное начало в школе и служить примером для всех своих собратьев.

Герой фильма Ле Шануа выступает не с некиим абстрактным прожектом, а с весьма конкретной программой действий, на деле доказывая её жизненность.

Свой сценарий Ле Шануа писал по впечатлениям от личного знакомства с учителем Френе, а также на основе книги Элизы Френе, подробно изложившей систему взглядов своего мужа на методы воспитания детей. В провинциальной школе Сен-Поль-де-Ванс Френе удалось сплотить не только учеников, но и родителей, значительно улучшив учебную работу. Методы Френе, в общем, не были какой-то уж сверхновацией. Они опирались на заинтересованности учеников в учёбе, на создании такой атмосферы в школе, при которой каждый ученик чувствовал ответственность и за себя и за своего товарища.

страница 38

Френе стремился добиться от учащихся не механического зазубривания, а сознательного усвоения материала. Эти методы, естественно, резко отличались от официальной системы. Они были встречены в штыки многими его коллегами, но не сломили Френе, не помешали ему продолжать свои опыты.

Создавая не документальный, а игровой фильм, Ле Шануа, естественно, заменил подлинные имена вымышленными и сконструировал сюжет, стремясь придать ему занимательность и драматическую напряжённость.

...Действие развёртывается в небольшом южном городке под названием Салез. Сюда приезжает герой картины Паскаль, чтобы сменить уходящего на пенсию старого учителя Арно. В глазах простодушных жителей Салеза Арно слывёт учёным главным образом из-за придуманной им замысловатой на первый взгляд арифметической задачи, на которой срезались многие его ученики и «даже сам господин мэр». Он известен также своей придирчивостью и строгостью, заставляя в наказание переписывать по двадцать раз одну фразу. Большинство его учеников, однако, так и не кончило школу, что мало беспокоит равнодушного к их судьбе учителя.

Против этого равнодушия и ополчается Паскаль с первого же дня. Разумеется, ему нужна для этого поддержка муниципалитета, родителей.

страница 39

Но ещё важнее активная помощь самих учеников, привыкших к тому, что учитель только требует и наказывает. Уже тот факт, что он восседает на высокой кафедре, возвышает его над ними. Они привыкли бояться старого Арно. В виде неосознанного протеста большая часть учеников бездельничала на его уроках. Поначалу им трудно понять нового учителя, который, покуривая трубочку, безо всякого высокомерия прохаживается по классу, требуя не зубрёжки, а понимания сути изучаемого предмета. Чтобы сломать мнимую преграду между ним и учениками, Паскаль приказывает разрубить кафедру и пустить её на дрова, так как в классе холодно. Желая лучше познакомиться с детьми и их родителями, он предлагает им написать книжку «Дневник Салеза», в который войдут рассказы самих учеников. Чтобы напечатать эту книгу, он покупает на собственные деньги шрифты и простейший печатный станок.

События, связанные с написанием «Дневника Салеза», позволяют зрителю окунуться в атмосферу городка. Дети пишут, прибегая к помощи своих родителей. Мы попадаем в их дома, знакомимся с членами семьи. Дети бесхитростны и прямодушны. В их сочинениях — истинная правда жизни. Таковы рассказы сына сапожника «Пара сапог», Эрнеста — «Мой папа сделал шкаф», Жако — о бабушкином рецепте приготовления улиток или остроумный «охотничий» рассказ Альбера о местном помещике Сенсавиоле, прозванном «новатором».

страница 40

Как и всякое новое дело, деятельность Паскаля встречает резкое сопротивление. Местным консерваторам усилия нового учителя проникнуть в характер ученика, раскрыть его индивидуальность представляются никчёмной затеей. Против Паскаля ополчаются Антиквар, мэр и даже бывший учитель Арно.

Члену муниципалитета Антиквару дети вообще противны. С его точки зрения, рожать детей означает лишь «плодить безработных, солдат и рогоносцев». Антиквар — человеконенавистник. Грязный, засаленный, озлобленный, он страшен и смешон в своей ненависти, в своём бессилии помешать деятельности Паскаля. Пожалуй, куда более опасен помещик Сенсавиоль. который разыгрывает из себя сторонника прогресса, но, едва только речь заходит о том, чтобы помочь школе материально, он решительно восстаёт против «экспериментов» Паскаля. Его возмущает просьба Паскаля дать деньги на печатный станок. Помочь в этом деле, по его мнению, значит выбросить деньги «на ублажение ничтожеств, которым на нас наплевать». Помещик Сенсавиоль не хочет допустить, чтобы дети Салеза могли в дальнейшем стать образованными людьми. Ему нужны батраки и рабочие, иначе, говорит он, «все захотят стать господами».

страница 36Содержаниестраница 41

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика