«Ле Шануа» (1972)
Выступления. (страницы 255-258)
(«Что вы теперь делаете?»)страница 255 |
Что же касается итальянцев, то для того, чтобы избежать дубляжа, мы их сделали... итальянцами. Все эти приёмы не всегда идут на пользу фильму, и нельзя бесконечно тратить время, рассказывая истории об иностранных стюардессах, итальянских гостях или обеспечивая наших героинь возлюбленными международного класса.
Циничная поговорка, распространённая в профессиональных кругах, гласит, что успех фильма на четверть обязан сюжету и режиссуре, ещё на четверть — актёрам, а в остальном — прокату и рекламе. А так как прокатчики стали продюсерами, то вторая половина ответственности полностью ложится на них. При нынешней концентрации сил в прокате, если картина по той или иной причине не может выйти на экраны, значит, она вообще вряд ли получит такую возможность. Мы все знаем интересные фильмы, которые покоятся в коробках, ибо они не вызвали доверия у представителей прокатных фирм, в руках которых находятся первоэкранные кинотеатры.
Такая констатация фактов делается не в осуждение этих людей, любящих своё дело, работяг, сталкивающихся с многочисленными административными и финансовыми трудностями, а в осуждение самой системы. Было бы лицемерием и отсутствием реалистического подхода судить о кино как о чём-то, не подчиняющемся законам торговли и рентабельности. Мне скажут, что так было всегда. Нет, концентрация, при которой ответственность ложится на плечи небольшого числа людей, ведёт к тому, что отдельный провал по принципу бумеранга бьёт по всему кинематографу в целом, э это в свою очередь отражается и на крупных компаниях тоже.
Точно так же концентрация кинопроизводства и проката изменила — почти уничтожив — прежние взаимоотношения между режиссёром и прокатчиками. Прежде с ним советовались по поводу афиш, рекламы, выпуска картины, выбора кинотеатра. Сейчас мы благодарны уже за «выпуск». Подчас нас просто ставят в известность. Мы являемся собственностью компании.
страница 256 |
Режиссёр, который потребует, чтобы ему показали афиши его картины, сойдёт за человека с дурным характером. Прокатчик спросит его мнение лишь в том случае, когда их связывают дружеские отношения. И вот тот, кто вынашивал своё произведение, кто увидел его первым, гадая о реакции зрителя и всех других, вручает своё детище в руки специалистов, которые часто говорят с ним на разных языках.
В качестве примера скажу, что «Мандрен» был выпущен (не знаю почему) как фильм для детей и ему предвещали счастливую судьбу «Тинтина».
Я не собираюсь останавливаться на методах выпуска картины. Это почти всегда одно и то же: множество афиш, которые теряются в рекламной суете; клише плакатов, которые вытесняют друг друга в газетах; премьеры, требующие огромных расходов, — всё то, что значительно повышает смету, но считается обязательным для воздействия на общественное мнение зрителей и директоров кинотеатров провинции. В отношении же деревни и новых городских районов ничего не делается. Я не предвижу никаких реформ, способных улучшить нынешнее положение. Нужно коренным образом изменить отношение к зрителю. Этому, вероятно, может способствовать разумное и организованное использование телевидения.
В период нынешнего кризиса следует особо подумать о содержании и качестве фильмов. Мы — наследники прошлого, того прошлого, когда ремесленники любили «хорошо сделанную работу». В недавние времена великие мастера кино, тоже ремесленники, приручили технику и придали нашему искусству совершенную форму. От нас поэтому требуется знание ремесла. За последнее время появилась огромная армия любителей, которые слишком часто оправдывали своё невежество презрением к бесполезным, по их мнению, знаниям в нашей области. Их ошибки нанесли изрядный урон французскому кинематографу. В нашу эпоху кино, хотя оно и связано с промышленностью и торговлей, должно бороться за то, чтобы оставаться продуктом труда человека и обрести свою независимость.
страница 257 |
Не вижу возможностей осуществить то, что вы называете «сокровенным замыслом»: нынешние условия на рынке противодействуют этому, хотя задуманная мною картина не противоречит морали и добрым нравам или общественному порядку, появиться на свет она может только при помощи совместной постановки и если найдётся актёр международного класса, который согласится в нём сниматься.
Я никогда не был ипохондриком, однако сегодня мне просто трудно проявлять оптимизм. Но пессимизм тоже абсурден, ибо свидетельствует о неверии в будущее. Разновидностью его является позиция выжидания.
Воздерживаться от голосования, как это обычно бывает во время дебатов на собраниях авторов или в профсоюзе авторов и режиссёров, значит не верить в эти органы. Иные обвиняют их в том, что они стали «обществами защиты торговли». Можно подумать, что большая часть авторов и режиссёров не имеет привычки задумываться над этими проблемами и ни о чём не помышляет или же полагается на то, что всякие ухищрения, личные связи, собственный талант и оппортунизм всегда помогут им выходить из трудного положения.
Кажется просто невероятным, что люди, занимающиеся одним и тем же делом, которое они любят (независимо от вкусов и убеждений), не испытывают потребности встретиться, чтобы обменяться взглядами по поводу кризиса в кино, чтобы попытаться найти почву для соглашения. Я был среди тех, кто в мае 1956 года организовал в Париже первую международную встречу создателей фильмов. Она имела определённый успех и породила надежды. Следовало бы продолжать идти этим путём. Но сначала надо добиться чего-то внутри Франции.
В самом начале явления, которое сегодня именуется «новой волной», внутри нашей профессии образовался некоторый раскол.
страница 258 |
Молодёжь проявляла часто излишнюю агрессивность в отношении стариков, что вызывало со стороны последних подчас несправедливые и бесполезные отповеди. На самом деле проблема была не возрастная, а экономическая, на базе которой молодёжь и старики могли найти почву для соглашения. Соглашение между теми, кто пишет сценарии и ставит их, хорошо бы распространить на технических работников и актёров. Связь с киноклубами родила бы первооснову для союза со зрителями, которые получили бы что-то полезное для обсуждения. Этот союз можно было расширить затем за счёт публики кинотеатров «Искусство и опыт», а быть может, и зрителей первоэкранных кинотеатров. Когда к ним присоединятся ещё те, кто даёт свой личный капитал (который именуется «капитал-труд»), можно будет говорить на равных с теми, кто даёт капитал-деньги и заправляет капиталом-торговлей. И тогда все вместе мы могли бы, вероятно, начать диалог с властями.
страница 254 | Содержание | страница 259 |