СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Арто, Антонен
АРТО (Artaud) Антонен (Antonin) (Марсель, 1896 - Иври-сюр-Сен, 1948), французский поэт, актёр, театральный деятель и сценарист. Кино для Арто было сферой постоянных интересов, которые долгое время не находили воплощения в реальности. Он освоил профессию актёра лишь для того, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. В 1924-1925 написал сценарии фильмов: «Восемнадцать секунд» («Les dix-huit secondes»), «Мятеж мясника» («La révolte du boucher»), «Раковина и священник» («La coquille et le clergyman»), «Владетель Балантре» («Le Maître de Ballantrae») и др. Только один из сценариев лёг в основу снятого в 1928 Жерменой Дюлак фильма «Раковина и священник». Арто не смог проконтролировать процесс создания фильма на предмет соответствия авторским замыслам, и то, что, могло бы стать первым сюрреалистическим фильмом (задолго до фильмов: «Андалусзский лес» / «Le chien andalou») и «Золотой век» / «L’Âge d’or»), превратилось в одну из многочисленных авангардистских картин. Некоторые отголоски этих идей в области кино ощущаются в экранизации по сценарию Арто «Монаха» («Moine») Льюиса и других работах, снятых под его руководством в 1931. Арто написал несколько статей, в том числе и о киностудии «Маркс Бразерс», которые были опубликованы в «Новом французском журнале» [NRF] в 1932. Только некоторые из 23 фильмов, снятых по его сценариям с 1924 по 1935, внесли существенный вклад в историю кино: «Наполеон» (Абель Ганс, 1927), «Страсти Жанны д Арк» (К. Т. Дрейер, 1928), «Верден, видение истории» (Л. Пуарье, 1928), «Деньги» (М. Л'Эрбье, 1929 1928), «Княжна Тараканова» (др. «Тараканова», Р. Бернар, 1929), «Трёхгрошовая опера» (Г. В. Пабст, 1931, франц. версия), «Лилиом» (др. «Лилиоме», Франц Ланг, 1934), «Лукреция Борджиа» (Ганс, 1935).
Антонен Арто, 1947.
Афиша к фильму «В компании Антонена Арто» (Жерар Мордийя, 1993). В роли Антонена Арто выступил французский актёр Сами Фрей.
IMDb: nm0037625.