СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Дюлак, Жермена

Жермена Дюлак

ДЮЛАК (Dulac) Жермена (Germaine) (настоящая фамилия Сессе-Шнайдер, Saisset-Schneider) (Амьен, 1882 - Париж, 1942), французский кинематографист. Страстно влюблённая в музыку и фотографию, образованная, занимавшаяся немного журналистикой в феминистских журналах, она стала «душой» французского авангарда 20-х. В 1915 сняла свой первый фильм «Сестры - враги» - историческую мелодраму с участием Сюзанны Депре. Продюсером этой картины был её муж Мари-Луи Альбер-Дюлак. Затем последовали несколько непритязательных, в духе времени, картин: «Загадочный Жео» (др. «Таинственный Жео», 1916 1917), «Венус Виктрикс» (др. «Венера побеждающая», 1916 1917) и «В вихре жизни» (др. «Ураган жизни», 1916 1917, тот же фильм, что и «Венус Виктрикс», второе название фильма). Но сериал «Души безумцев» (1918) уже амбициозен и проникнут необычным для этого киножанра юмором. Ева Франсис, исполнявшая в этом фильме роль главной героини, познакомила её со своим женихом Луи Деллюком. Под влиянием последнего Дюлак обратилась к более утонченному стилю, не бросающемуся в глаза своей экзотичностью. После фильма «Счастье других» (1918 1919) она сняла «Испанский праздник» (1920) по сценарию Деллюка, который очень искусно передал дух новеллы «Кармен» Мериме. Эта работа принесла ей признание в высших парижских кругах. Таким образом в круг её творческих интересов попадает исследовательское кино, в котором отдаётся предпочтениям гамме размытых изображений, впечатлений от впечатлений, «эстетическим» средствам, углубляющим форму в ущерб сценарию. Л'Эрбье, Эпштейн, Ганс, сам Деллюк последовали за ней по этому пути, именуемому «импрессионистским». Такие фильмы, как «Сигарета» (1919), «Злоключение» (1920), «Неблагодарная Красавица» (1921), «Смерть солнца» (1921 1922) и, в особенности, «Улыбающаяся мадам Бёде» (1923, по пьесе Дени Амьеля и Андре Обея) стали решающими для утверждения такой концепции. Фильмы больше не являются линейными повествованиями, грубо отмеченными интертитрами, появляющимися после демонстрации каждого эпизода или на фоне различных планов, но пытаются, с помощью режиссёра, стать истинными «визуальными симфониями». Однако широкие массы отказываются воспринимать такое кино. И тогда Дюлак делает несколько уступок коммерческому кино, а фильмы: «Госсет» (др. «Клеймо убийцы», 1923) и «Дьявол в городе» (1925) - две работы, продюсером которых выступил Луи Нальп, - неожиданно обнаружили (особенно второй, снятый по великолепному сценарию Жан-Луи Буке) «ирреалистическую» направленность, разработка которой была продолжена далее в фильмах: «Душа артиста» (др. «Душа артистки», 1925) и «Безумство храбрых» (др. «Безумству храбрых», 1926), русских по духу. Фантазия бьёт в них через край, зато её не хватает в фильме «Антуанетта Сабрие» (1928 1927) - целиком отнесённом к академическому жанру. В 1927 образовался любопытный союз Жермены Дюлак и Антонена Арто («союз коня и трепетной лани», по словам Шарля Фора) для работы над совместным короткометражном фильмом «Раковина и священник» (1928), вызвавшим всеобщее негодование. На самом деле, картина показала, что отвага «второго авангарда» имеет свои пределы. Дюлак дорожила своими абстракциями там, где Арто надеялся внезапно вызвать потрясение у зрителя. Отныне Дюлак снимала только краткие эссе «интегрального кино» - вариации на тему поэм Бодлера или музыкальных мотивов Шопена и Дебюсси: «Приглашение к путешествию» (короткометражный, 1927), «Пластинка 927» (короткометражный, 1928), «Темы с вариациями» (др. «Тема и вариации», короткометражный, 1928), «Арабеска» (др. «Кинематографический этюд на тему арабески», короткометражный, 1929). Или вообще занималась замедленными съёмками... «прорастания фасоли»! («Прорастание фасоли», короткометражный, документальный, 1928). Попытка создать фильм в жанре фантастики «Принцесса Мандан», (др. «Принцесса Мандана», 1928) по произведению Пьера Бенуа завершилась провалом. Дюлак не смогла приспособиться к законам звукового кино и перешла на должность заместителя редактора журнала «Новости Гомон», который занимала до конца своей жизни.

Имя чаще встречается, как Жермен.

Жермена Дюлак

Жермена Дюлак на обложке журнала «Cinémagazine», № 5, 29 января 1926 года.

IMDb: nm0241273.


Главная | Опросы | Литература | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика