СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Дерей, Жак
ДЕРЕЙ (Deray) Жак (Jacques) (Лион, 1929 - Булонь-Бийанкур, 2003), французский кинематографист. Изучал драматическое искусство у Рене Симона и появился в нескольких небольших ролях на сцене и в кино, затем с 1952 по 1960 работал ассистентом режиссёра, тогда же снял свой первый фильм. Подобно режиссёрам, занимающимся более технической, чем творческой стороной постановки, Дерей руководит постановкой жанровых картин, в особенности, полицейских, не отказываясь ни от участия в написании сценариев, ни от отстаивания своей точки зрения и наблюдательного взгляда. Фильм «Потасовка в Токио» (др. «Разборки в Токио», 1961 1963) стал открытием для киноманов, однако нужно было дождаться 1969, чтобы убедиться в наличии авторского почерка, проявившегося в фильме «Бассейн», первом на пути долгого и неровного сотрудничества с А. Делоном, актёром-продюсером, с которым он подписывает долговременный контракт. Вместе они создают фильмы: «Борсалино» и «Борсалино и К°» (др. «Борсалино и компания»), «Нежные "басы"» / «Потише, басы», «Полицейская история», «Банда», «Троих надо убрать» - довольно спорные произведения, в которых личностная позиция самого Дерея проявляется изредка, лишь когда ослабевает вмешательство актёра-продюсера. Из-за того что ему не удалось завоевать достаточную автономию в своей работе, Дерей производит впечатление человека, растрачивающего свой талант. Можно назвать только три картины, в которых он предстал как зрелый автор, или, по меньшей мере, стилист высокого класса: «Бассейн», «Немного солнца в холодной воде» и «Бабочка на плече». Совершенствование монтажа, гибкость в работе с камерой и ясность в действиях актёров вносят в классические схемы (детектив, супружеская измена или шпионские страсти) чувственность, эстетику и элементы фантастики, что даёт основание ставить в один ряд имена Преминджера и Дерея. Подобное упоминание автора «Лауры» - неплохой комплимент режиссёру, чьё творчество пропитано американской кинематографической культурой, великолепно усвоенной и переделанной на французский манер.
Впервые появился на экране в фильме «Нормандская дыра» (Жан Буайе, 1952), сыграв журналиста.
Фамилия кинематографиста встречается, как Дере, Дерэ.
Бурвиль и Жак Дерей в фильме «Нормандская дыра» (1952).
Фильмы:
- «Жиголо» (1960)
- «Потасовка в Токио» (др. «Разборки в Токио»,
19611963) - «Симфония для одного убийства» («Симфония для резни» / «Симфония для побоища», 1963)
- «Одним прекрасным летним утром» (др. «Прекрасным летним утром»,
19641965) - «Человек из Маракеша» (1966)
- «В шкуре других» (др. «В чужой шкуре»,
19671966) - «Бассейн» (1969)
- «Борсалино» (1970)
- «Нежные "басы"» (др. «Потише, басы», 1971)
- «Немного солнца в холодной воде» (1971)
- «Умер человек» (др. «Человек умер»,
19731972) - «Борсалино и Кo» (др. «Борсалино и компания», 1974)
- «Полицейская история» (1975)
- «Банда» (1977)
- «Бабочка на плече» (1978)
- «Троих надо убрать» (1980)
- «Вне закона» (1983)
- «Умирают только дважды» (1985)
- «Одиночка» (1987)
- «Любовный недуг» (др. «Болезнь любви», 1987)
- «Чёрный лес» (1989)
- «Возвращение Нечаева» (1991)
- «Преступление» (1993)
- «Плюшевый мишка» (1994)
- «Взрывоопасная женщина» (ТВ, 1996)
- «Кларисса» (ТВ, 1998)
- «У нас только одна жизнь» (ТВ, 2000)
- «Письмо незнакомки» (ТВ, 2002)
Жак Дерей на съёмках фильмов: «Борсалино и Кo» (1974, фото "A"), «Бабочка на плече» (1978, фото "B").
IMDb: nm0220227.