СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Делон, Ален

Ален Делон

ДЕЛОН (Delon) Ален (Alain) (Ско, 1935), французский актёр, продюсер и кинематографист. В совсем юном возрасте он покинул разобщённый домашний очаг и в 17 лет поступил на военную службу. Во время войны в Индокитае служил в парашютных войсках. Возвратившись во Францию, брался за самую разную работу, например, был грузчиком на Центральном рынке. В 1957, благодаря лишь исключительным физическим данным и случаю, попал на съёмочную площадку, не имея особой драматической подготовки, что, однако, не помешало его молниеносной актёрской карьере. Он стал героем-любовником, которого так заждалось французское кино, а его скрытые возможности, особая загадочность и неоспоримое очарование позволили работать с элитой мирового кинематографа: Клеманом, Висконти, Антониони.

Сначала режиссёры нещадно эксплуатировали лишь его физические данные, вполне соответствующие моде на неоромантизм, введённой Джеймсом Дином. Отношение к нему как к драматическому актёру сложится позже, после работы над целым рядом ролей, с приходом согласующихся между собой профессионализма и зрелости. А в начале своей карьеры он был задействован в ролях второго плана, в сентиментальных, типично французских, комедиях или слащавых австро-германских лентах. Благодаря последним он познакомился с Роми Шнайдер, находившейся уже тогда в зените славы первого этапа своей карьеры. «Когда вмешивается женщина» (1957), «Кристина» (1958), «Слабые женщины» (1959) - самые характерные и самые забытые фильмы этого периода. Затем Делон познакомился с Рене Клеманом, который, пригласив его на съёмки фильма «На ярком солнце» (1960), умело подчеркнул основополагающую двойственность натуры Делона - «волка в овечьей шкуре» со всеми его противоречиями, ставшими источником для создания лучших образов. В этом же году фильм «Рокко и его братья» подтвердил это открытие, а знакомство с Лучино Висконти стало определяющим для Делона, если иметь ввиду его плодотворную и продолжительную актёрскую карьеру. Фильм «Затмение» (1962) Антониони, где Делон сыграл биржевого маклера Пьеро, ещё раз продемонстрировал то, что актёр является «лакомым кусочком» для лучших режиссёров. Наконец Делон смог начать свою честолюбивую и «разборчивую» карьеру. К сожалению, иногда он был слишком разборчив. Делон стремится к артистическому престижу и, одновременно, к коммерческому могуществу, даже за пределами области своих профессиональных интересов: вкладывает деньги в разведение скаковых лошадей, пытается без особого успеха создать авиакомпанию и т. д. Его привлекает власть. Он делает очень символический жест, желая, вероятно, загладить произошедший ранее скандал (он был обвинён, а затем оправдан в уголовном деле, вызвавшем бурные политические дебаты): выкупает на зарубежном аукционе оригинальный текст призыва Де Голля от 18 июня 1940 и дарит его участникам Освобождения Франции.

Ален Делон

Ален Делон в фильме «Как хорошо жить» (1961, фото "A").

Затем Делон внезапно забрасывает всё, что не имеет отношения к кино. В кино же он хочет быть вездесущим: и актёром, и продюсером (компания «Productions ADEL»), и режиссёром (фильмы: «За шкуру полицейского», «Сердце»). Вся его карьера двусмысленна. Делон хочет быть принятым в высшем свете и нравиться широкому зрителю. Иногда он продюсирует талантливые фильмы, практически не вмешиваясь в работу режиссёра («Господин Кляйн» / «Мсье Кляйн», Лоузи), но в случае коммерческих постановок часто навязывает своё мнение. Кажется, что его поведение предопределено мазохистским пессимизмом. Поэтому он видит мир только как место борьбы за существование, что выражается в его пристрастии к боям на ринге.

В длинной и неровной фильмографии Делона коммерческие поделки, свидетельствующие об упрощённом понимании общества и отношений между его членами, чередуются с претенциозными творениями. Однако и среди первых есть фильмы, заслуживающие внимания: «Непокорённый» (А. Кавалье), «Самурай» (Ж.-П. Мельвиль), «Дьявольски ваш!» (Ж. Дювивье), «Борсалино» (Ж. Дерей), «Вдова Кудер» (П. Гранье-Дефер), «Профессор» («Первая ночь покоя», В. Дзурлини, где он основательно меняет свой образ), «Полицейская история» и «Троих надо убрать» (оба - Ж. Дерея).

Кроме трёх уже упомянутых фильмов («На ярком солнце», «Рокко и его братья», «Затмение»), в истории кино останется и фильм «Бассейн» Ж. Дерея, где Делон вновь играет вместе с Роми Шнайдер в атмосфере, достойной фильма «Лаура» режиссёра Преминджера. Незабываем и фильм «Леопард», в котором Висконти предложил Делону роль князя Танкреди, позволяющую показать теневую сторону его личности в контрасте с благосклонным отношением к другому персонажу - Рокко. Вероятно, грядущие поколения оценят фильм «Убийство Троцкого» или фильм «Господин Кляйн» (др. «Мсье Кляйн», ), предстающий как поиск идентичности, целительный прежде всего для самого актёра. Наконец, в фильме «Шоковая терапия» (др. «Лечение шоком») А. Жессуа находит своё выражение дьявольское обаяние «неудобной личности», которая движима инстинктом смерти.

В 60-х в творчестве Делона был не очень удачный американский период. В то время, когда остро ощущался кризис французского кино, Делон увидел выход в участии в совместных интернациональных проектах, прежде всего американских. Необходимо также упомянуть о единственном выступлении Делона на театральных подмостках в пьесе «Жаль, что она - путана» драматурга елизаветинской эпохи Джона Форда в постановке Висконти, где партнёршей была всё та же Роми Шнайдер. В 1985 он завоёвывает премию «Сезар» за роль в фильме «Наша история».

В 2019 на Каннском кинофестивале Ален Делон удостоился почётной премии - Золотой пальмовой ветви - «За вклад в развитие кинематографа».

Ален Делон

Ален Делон в фильмах: «Борсалино и К°» (1974, фото "A"), «Мент» (1972, фото "B"), «Армагедон» (1977, фото "C"), «Банда» (1977, фото "D").

Фильмы:

Ален Делон

Ален Делон в фильмах: «Неукротимый» (1983, фото "A"), «Любовь Свана» (1984, фото "B"), «Переход» (1986, фото "C").

IMDb: nm0001128.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика