СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Дьёдонне, Альбер
ДЬЁДОННЕ (Dieudonné) Альбер (Albert) (Париж, 1889 - Булонь-Бийанкур, 1976), французский актёр, сценарист и кинематографист. Сначала пошёл по стопам своего дяди, опытного актёра театра «Водевиль» Альфонса Дьёдонне (играл в пьесах Уедекайнда, Ленорманда, Вини, Коппе в Театре искусств). В кино дебютировал на киностудии «Фильм д'Арт»: фильм «Поцелуй Иуды» (Арман Бур, 1909). Позже его можно было увидеть в фильмах: «Чёрный бриллиант» (А. Машен, 1913), «Героизм Падди» (1915) и «О чём рассказывают волны» (1916) - оба Абеля Ганса, «Ужас» (А. Югон, 1918 1917) и др. Затем он переходит к написанию сценариев и съёмкам фильмам: «Под грифом» (1921 1917), «Его преступление» (1922 1921), «Прекрасная победа» (1923) и, наконец, «Катрин», первый фильм, написанный, спродюсированный и поставленный совместно с дебютантом, которого звали Жан Ренуар. Из-за серьёзных расхождений во взглядах Дьёдонне и Ренуара картина, начатая в 1924, вышла на экраны только в 1927 и под другим названием: «Безрадостная жизнь». После чего Дьёдонне произнёс знаменитую фразу: «Жан Ренуар был моим товарищем и моим учеником. Из его будущих фильмов я увижу, стоит ли мне быть им довольным» («Cinéa-Ciné», 5 января 1926). Самой известной его ролью станет Наполеон в одноимённом фильме А. Ганса (1927), где поражает сходство между актёром и персонажем. Звуковое кино не прибавило ничего существенного к карьере Дьёдонне. Он написал два сценария («Нежность любви» / «Сладость любви», Р. Эрвиль, 1930; «Человек из Нигерии» / «Человек из Нигера», де Баронселли, 1940) и снялся в последний раз в полнометражном фильме «Мадам Сан-Жен» (др. «Мадам Сен-Жен», Р. Ришбе, 1941).
Альбер Дьёдонне в роли «Наполеона» на обложке журнала «Cinémagazine», № 47, 25 ноября 1927 года.
IMDb: nm0226387.