СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Ренуар, Жан
РЕНУАР (Renoir) Жан (Jean) (Париж, 1894 - Беверли Хиллз, Калифорния, 1979), французский кинематографист, сценарист, продюсер, писатель, театральный постановщик. Сын художника-импрессиониста Огюста Ренуара (1841 - 1919). Это родство во многом предопределило характер мироощущения режиссёра, его культуру, способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам, его философию примирения с жизнью («Жизнь - это состояние, а не мероприятие»), эстетику («Я - человек XIX века, и, прежде чем начать что-либо, мне нужно внимательно осмотреться»), упорное стремление добиться общественного признания - это всё отцовское наследие, позволившее ему продолжать творческие поиски, несмотря на многочисленные неудачи. Жан Ренуар воспитывался в двойной социальной среде: во-первых, в окружении слуг-натурщиков своего отца, во-вторых, среди интеллектуальной элиты своей эпохи. Тема «господ и слуг» - постоянная и первостепенная в его творчестве. К тому же, по собственным заверениям, он занялся кино для того, чтобы сделать кинозвездой последнюю модель своего отца Андриану Хёхлинг (сценический псевдоним - Катрин Эслинг), на которой он женился в 1920. До этого он занимался керамикой (с 1920), а ещё ранее (1912) служил в армии в драгунском полку. Во время первой мировой войны служил стрелком-пехотинцем (1914-1915), затем - авиатором (1916-1918). Вернулся с войны инвалидом. Фильм «Безумные женщины» (Э. Фон Штрогейм, 1921), который стал для него открытием в 1924, решил дальнейшую судьбу. Живая и саркастическая жестокость Штрогейма вошла на полных правах в ренуаровскую стилистику, что особенно очевидно для фильма: «Нана», «Лодырь», «Сука», «Дневник горничной».
Первый этап творчества Ренуара - архаический, агрессивный, игровой, анархичный прошёл под знаком авангарда. В период с 1924 по 1928 он снимал, начиная с фильма «Дочь воды» и заканчивая фильмом «Лодырь», исследовал и очень часто сплетал воедино достижения французского импрессионизма и немецкого экспрессионизма. Этот синтез, гармоничный и вместе с тем надрывный, объясняет особую силу воздействия фильма «Нана». Именно эти два течения главным образом и питали французскую культуру начала века. К этому периоду принадлежат два сугубо современных опыта, отражающих «новый дух» сумасшедших лет и эпохи джаза: «Чарльстон» (1927) и «Маленькая продавщица спичек». В этих лентах, как и во всех остальных, центром притяжения является Катрин Эслинг, женщина-дитя, женщина-кукла, выразительность и эротизм которой граничат с карикатурностью, а танцующая пластика сродни «неврастеничности» первых исполнительниц Гриффита (Ренуар добивался от неё «порывистой» игры). Единственная актриса, с которой ее можно сравнивать, - это Александра Хохлова, её современница из СССР. Катрин Эслинг ушла из мира творчества Ренуара в конце эпохи немого кино. В 1935 они развелись. Ни один из фильмов той поры не имел большого успеха у публики. Неудовлетворённый Ренуар решил пойти на уступки общественному мнению. «Кино, - говорил он, - как и другие ремесла, представляет собой особый мир». Для того, чтобы чужаку проникнуть в него, недостаточно иметь только идеи и способности. Нужно знать ещё язык, иметь представление о привычках, одеждах и т.д. Такими уступками стали в большей степени фильмы: «Турнир» и «Дыра», в меньшей - «Ребёнку дают слабительное» / «Слабительное для малыша» / «Слабительное для беби».
Фильм «Сука» (1931) открывает реалистический период творчества. Пройдя через достижения и неудачи этого десятилетнего периода, он снискал славу уникального мастера, не имеющего себе равных в мире кинематографии. Фантазия, феерия, бурлеск, театральность, дух игры и дерзости, отзвуки марионеточности и «комедии дель арте», безусловно, присутствовали в его новых картинах, но уже в другом качестве. Ренуар сделал их инструментами своего художественного метода: искусственность нужна, чтобы подчеркнуть естественность, ложное воздаёт должное истине, нереалистичная подробность создаёт эффект правдивости. По словам автора, речь шла о том, чтобы удержать на одном уровне чаши весов, и когда одна из чаш резко опустится, тут же опустить и другую. Но, по блестящему определению Андре Бадена, заниматься этим - всё равно, что строить и надстраивать ласточкино гнездо, прочную конструкцию, висящую в воздухе, «ярчайшее проявление стройности и гармонии через беспорядок и хаос». В этом и состоит основной секрет «весёлой драмы». В то же время творчество Ренуара было теснейшим образом связано как с реалиями французской общественной жизни, так и с болевыми точками мировых проблем. В своих работах, начиная от фильм «Сука» и кончая фильмом «Тони» (лента, которую можно считать предвестницей неореализма), от фильма «Преступление господина Ланжа» до фильма «На дне» и «Человек-зверь», основываясь на самых различных фактах, Ренуар анализировал судьбу рабочего класса, но не метафизическую, а социальную, лишённую всякого ореола таинственности. В атмосфере невыносимого угнетения убийство становится последней формой протеста. В картинах «На дне» и «Преступление господина Ланжа» такое полуколлективное убийство негативно отразило некоторые черты дореволюционной солидарности эксплуатируемых. В 1934 - за два года до прихода к власти сторонников народного фронта - Ренуар нашёл единомышленников в группе «Октябрь », со многими членами которой тесно сотрудничал, например, с Жаком Превером и Жаком Б. Брюниусом. С ними он поставил свою наиболее политизированную и одновременно самую оптимистическую картину: «Преступление господина Ланжа» (1936). В это же время он сблизился и с коммунистами. Под его руководством группа кинематографистов сняла фильм «Жизнь принадлежит нам» (1936), предназначенный для поддержки коммунистической партии на выборах. С 1936 по 1939 вёл постоянную рубрику в газете «Ce soir», выходившей под редакцией Арагона. Для Йориса Ивенса («Испанская земля», 1938) он написал и прочитал дикторский текст на французском языке. Фильм «Марсельеза» (1938), снятый по заказу «CGT», стал отражением идеи единения левых сил с правительством Франции; в фильме «Великая иллюзия» (1937) говорилось о стремлении прогрессивных сил к миру.
Жан Ренуар. Нью-Йорк, 1940.
Ренуар-гуманист, пылкий, благородный и открытый художник, достиг вершины своего искусства в пророческом фильме «Правила игры» (1939), отразившем назревший поворот и даже разрыв как в творчестве автора, так и в мировом историческом процессе. «Монтень французского кино» видел, как рушилось то, во что он свято верил. Если в фильме «Правила игры» «все искренни и великодушны», то вскоре от утверждения «всякий прав по-своему» он придёт к утверждению «все правы». Тем не менее в США, куда он эмигрировал в 1940 (после того, как начал в Риме съёмки фильма «Тоска», который завершат Карл Кох и Лучано Висконти) и где ему хотелось, с одной стороны, внедриться в голливудскую систему, а с другой, продолжать независимое творчество, он всё же вынужден будет отреагировать на происходящие на родине события - противопоставить гитлеровцев борцам Сопротивления («Жить свободно», 1943) и бойцам союзных армий («Привет Франции» / «Салют, Франция», 1944). Обе эти картины, сделанные по заказу, отличаются глубоким личностным подходом, хотя вторая лента напоминает по манере подачи материала фильма «Жизнь принадлежит нам» - настолько тщательно в ней всё продумано. Фильмы: «Болотная вода» (1941) и «Человек с Юга» (др. «Южанин», 1945) - переносят типично ренуаровский конфликт между личностью и обществом в плоскость человек - природа; судьба там перестаёт быть фактором человеческим и становится вселенской и неотвратимой. Сам же Ренуар не только принял, но и страстно воспел чисто американский идеал личной силы и активности. Напротив, фильм «Дневник горничной», поставленный по роману Мирбо, снятый в другой, бурлескной манере и населённый фантазиями, несколько напомнил фильм «Правила игры».
В Индии Ренуар снял фильм «Река» по мотивам прекрасного автобиографического романа Рюмера Годдена. В этой пантеистической элегии речь уже не идёт о борьбе с природой или обществом, а лишь о правомерности самой борьбы. Фраза: «жизнь, я хочу того, чего хочешь ты» - является квинтэссенцией идеи о принятии мира таким, каков он есть. Когда через год Ренуар вернулся в Европу, он стал скорее человеком остепенившимся и умиротворённым, чем трезвым и искушённым жизнью. С тех пор рассказывать истории, придумывать зрелища, получая от этого эстетическое наслаждение, стало неотъемлемой чертой его творческой манеры, хотя по-прежнему в канву повествования иногда вплетались некоторые идеологические и моральные сентенции более или менее воинствующего характера. Кадры фильма «Золотая карета», финал фильмов «Френч-канкан» / «Французский канкан» или «Завтрак на траве» являют собой незабываемое пиршество для глаз. Картина «Завещание доктора Корделье» позволила автору приобщиться к новому опыту: «вечный ученик», он снимал этот фильм десять дней восемью камерами в телевизионной технике прямого репортажа. В то время он полагал, что в кино наступил кризис крупного плана. С 1954 Жан Ренуар, многочисленные проекты которого уже не находили продюсеров (исключением стал снятый для французского телевидения фильм «Маленький театр Жана Ренуара»), обратился к театру, где он выступал либо в качестве литератора, автора пьес («Медяница», 1955; «Карола», 1973), либо в качестве постановщика спектаклей («Юлий Цезарь», 1954). Помимо восхитительной книги воспоминаний об отце («Ренуар», 1962), к-рая раскрывает нам внутренний мир как художника, так и режиссёра, он написал книгу о себе «Моя жизнь и мои фильмы» (1974) и издал три романа: «Записки капитана Георга» (1966), «Сердечное удовлетворение» (1978), «Преступление англичанки» (1979). В 1970 он окончательно поселился в своём доме в Беверли Хиллз (Калифорния). Умер восемь лет спустя, успев принять американское гражданство, но прах его покоится в Эссуайе (провинция Об) рядом с могилами предков.
Жан Ренуар, Жан-Пьер Кассель и Клод Брассёр. 1962
Критика, исходившая главным образом от «Cahiers du cinéma», очень долго противопоставляла поздние произведения Ренуара как более слабые его ранним работам (до 1939). Думать, что Ренуар перестал быть великим режиссёром после фильма «Правила игры», - это очевидная нелепость. Он был и остался великим, хотя период его самой радикальной самобытности, богатых творческих находок, в буквальном смысле слова неподражаемых, пришёлся на десять первых лет эпохи звукового кино.
Фильмы:
- «Дочь воды» (1924)
- «Нана» (1926)
- «Чарльстон» (1927)
- «Маркитта» (1927)
- «Маленькая продавщица спичек» (совместный с Жаном Тедеско, 1928)
- «Лодырь» (1928)
- «Турнир» (1929)
- «Дыра» (1929)
- «Ребёнку дают слабительное» («Слабительное для малыша» / «Слабительное для беби», 1931)
- «Сука» (1931)
- «Ночь на перекрёстке» (1932)
- «Бодю, спасённый из воды» (др. «Будю, спасённый из воды», 1932)
- «Шотар и К°» (др. «Шотар и Компания», 1933)
- «Госпожа Бовари» (др. «Мадам Бовари», 1934)
- «Тони» (1935)
- «Преступление господина Ланжа» (1936)
- «Жизнь принадлежит нам» (1936)
- «На дне» (
19371936) - «Великая иллюзия» (1937)
- «Марсельеза» (1938)
- «Человек-зверь» (1938)
- «Правила игры» (1939)
- «Болотная вода» (США, 1941)
- «Эта моя земля» (др. «Эта земля моя», США, 1943)
- «Привет, Франция» (короткометражный, др. «Салют, Франция», США, 1944)
- «Человек с Юга» (др. «Южанин», США, 1945)
- «Дневник горничной» (США, 1946)
- «Женщина на берегу» (др. «Женщина на пляже», США,
19461947) - «Загородная прогулка» (короткометражный, 1946, снят в 1936)
- «Река» (Индия - США, 1951)
- «Золотая карета» (Италия - Франция,
19531952) - «Френч-канкан» (др. «Французский канкан», 1955)
- «Елена и мужчины» (1956)
- «Завтрак на траве» (1959)
- «Завещание доктора Корделье» (ТВ, 1961, снят в 1959)
- «Пришпиленный капрал» (1962)
- «Маленький театр Жана Ренуара» (ТВ,
1971, 1970 снят в 1969).
Жан Ренуар в фильмах: «Правила игры» (1939, фото "A"), «Человек-зверь» (1938, фото "B").
Жан Ренуар.
IMDb: nm0719756.