СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Дювивье, Жюльен

Жюльен Дювивье

ДЮВИВЬЕ (Duvivier) Жюльен (Julien) (Лилль, 1896 - Париж, 1967), французский кинематографист. Начинал карьеру в 1919 с постановки фильма «Хасельдама» («Гасельдама, или Цена крови» / «Акелдама, или Цена крови»), принеся в кино свою любовь к театру. Он очень быстро стал актёром и выступал на сцене театра «Одеон», но Антуан посоветовал ему не упорствовать в своей мечте стать великим комедиантом и обратил его внимание на кинематографию. Дювивье был приглашён фирмой SCAGL, где после обдуманного решения начал работать с тем упорством и вкусом к хорошо сделанной работе, которые позволили ему снять 61 фильм в течение своей исключительно плодотворной карьеры. В период немого кино он уделял много внимания экранизациям литературных произведений (эклектизм вёл его от Людовика Алеви к Жермену Акреману и от Эмиля Золя к Анри Бордо), что позволило, с одной стороны, освоить технику, с другой - попробовать себя в составлении композиций, определивших его пристрастие к сценическим пароксизмам. В то же время Дювивье, как человек театра, знающий вес и цену хорошо продуманному сюжету, сам писал и обрабатывал сценарии к своим картинами. Вместе с тем он готов заняться и заказными фильмами; например, в наследии у Дювивье. есть достаточно много фильмов прокатолической направленности, снятые в жанре мелодрамы (очевидно, что Дювивье не был верующим): «Агония Иерусалима» (1927), «Божественная прогулка по морю» (1929). Оживление, которое он привносит в свою работу, используя большую массовку, всё-таки не может скрыть некоторую пустоту его творений. Можно, правда, вспомнить, что в этот период Дювивье снял любопытный фильм «Машина для исправления жизни» (1924), где вместе со своим ассистентом Анри Лепажем буквально набросал историю кино при помощи одного лишь монтажа. Революция, совершённая приходом в кино звука, внезапно поместила Дювивье в ряд крупных французских кинематографистов. Он открыл для себя вдохновенного актёра Гарри Баура (Дювивье снимал его в патетической, волнующей роли Давида Гольдера в одноимённом фильме), легко решал проблемы совместного франко-немецкого производства фильма «Алло, Берлин? Это Париж!», снятого в духе комедий Мариво. Фильм «Голова человека» отмечен тяготением к отвратительным, но одновременно притягивающим к себе деталям, столь характерным для лучших фильмов Дювивье. Этот жестокий и чарующий реализм присутствовал в фильме «Паника» (1947) и фильме «Вот оно, время убийц» (1956) - переложение истории комиссара Мегрэ. Дювивье умел быть модным, изображая экзотический французский легион («Знамя» / «Батальон иностранного легиона» / «Бандера», 1935), романтику шпаны («Пепе ле Моко», 1937), особые поветрия времени («Дружная компания» / «Славная компания», 1936, где можно обнаружить ироничные намёки на деятельность Народного фронта). Иногда Дювивье превращался в законодателя мод, создавая, например, фильм из коротких новелл («Бальная записная книжка», 1937). Позже, уже в США, снял в той же манере фильмы: «Лидия» (1941), а во Франции - «Под небом Парижа» (1951), «Дьявол и десять заповедей» (1962). Фрагмент из жизни Христа (фильм «Голгофа», 1935), снятый с огромным размахом, привлёк внимание американцев, которые после триумфа фильма «Пепеле Моко» пригласили его в Голливуд. Здесь он создал блестящую картину «Весь город танцует» (др. «Большой вальс», 1938), подтвердив, что ему подвластны все жанры, включая венскую оперетту. Во Франции он пользовался огромным признанием, подкреплённым денежными вознаграждениями и статусом официального режиссёра, которому доверили съёмки фильма «Такие-то, отец и сын» / «Отец и сын», снятого в 1940 в целях пропаганды. Более ценным представляется его фильм «Конец дня» (1939) - хроника жизни старых, утративших надежду актёров, исполненная откровенного пессимизма, который в тех или иных проявлениях присутствовал во всех его повествованиях, начиная от фильма «Рыжик» (1925 и 1932) и вплоть до фильма «Накипь» (1957). Этот пессимизм проник даже в удачный развлекательный фильм «Именины Генриетты» («Праздник Генриетты» / «Именины Анриетты», 1952) и пронизывает туманные мечтания в фильме «Марианна моей юности» (др. «Марианна юности моей», 1955). Только отдельные эпизоды фильмов о Дон Камилло (1952 и 1953) содержали в себе ироническую улыбку и недвусмысленное добродушие. Совесть и невероятная трудоспособность остались основными качествами этого мастера французского кино, которому приписывают высказывание: «Гениальность - это слово, кино - профессия, тяжёлая профессия, которую мы постигаем. У меня отсутствуют озарения. Всё, что я делаю, я делаю не без усилий».

Жюльен Дювивье

Жюльен Дювивье на съёмках фильмов.

Фильмы:

Жюльен Дювивье

Жюльен Дювивье на съёмках фильма «Возвращение Дон Камилло».

IMDb: nm0245213.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика