СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Дювивье, Жюльен
ДЮВИВЬЕ (Duvivier) Жюльен (Julien) (Лилль, 1896 - Париж, 1967), французский кинематографист. Начинал карьеру в 1919 с постановки фильма «Хасельдама» («Гасельдама, или Цена крови» / «Акелдама, или Цена крови»), принеся в кино свою любовь к театру. Он очень быстро стал актёром и выступал на сцене театра «Одеон», но Антуан посоветовал ему не упорствовать в своей мечте стать великим комедиантом и обратил его внимание на кинематографию. Дювивье был приглашён фирмой SCAGL, где после обдуманного решения начал работать с тем упорством и вкусом к хорошо сделанной работе, которые позволили ему снять 61 фильм в течение своей исключительно плодотворной карьеры. В период немого кино он уделял много внимания экранизациям литературных произведений (эклектизм вёл его от Людовика Алеви к Жермену Акреману и от Эмиля Золя к Анри Бордо), что позволило, с одной стороны, освоить технику, с другой - попробовать себя в составлении композиций, определивших его пристрастие к сценическим пароксизмам. В то же время Дювивье, как человек театра, знающий вес и цену хорошо продуманному сюжету, сам писал и обрабатывал сценарии к своим картинами. Вместе с тем он готов заняться и заказными фильмами; например, в наследии у Дювивье. есть достаточно много фильмов прокатолической направленности, снятые в жанре мелодрамы (очевидно, что Дювивье не был верующим): «Агония Иерусалима» (1927), «Божественная прогулка по морю» (1929). Оживление, которое он привносит в свою работу, используя большую массовку, всё-таки не может скрыть некоторую пустоту его творений. Можно, правда, вспомнить, что в этот период Дювивье снял любопытный фильм «Машина для исправления жизни» (1924), где вместе со своим ассистентом Анри Лепажем буквально набросал историю кино при помощи одного лишь монтажа. Революция, совершённая приходом в кино звука, внезапно поместила Дювивье в ряд крупных французских кинематографистов. Он открыл для себя вдохновенного актёра Гарри Баура (Дювивье снимал его в патетической, волнующей роли Давида Гольдера в одноимённом фильме), легко решал проблемы совместного франко-немецкого производства фильма «Алло, Берлин? Это Париж!», снятого в духе комедий Мариво. Фильм «Голова человека» отмечен тяготением к отвратительным, но одновременно притягивающим к себе деталям, столь характерным для лучших фильмов Дювивье. Этот жестокий и чарующий реализм присутствовал в фильме «Паника» (1947) и фильме «Вот оно, время убийц» (1956) - переложение истории комиссара Мегрэ. Дювивье умел быть модным, изображая экзотический французский легион («Знамя» / «Батальон иностранного легиона» / «Бандера», 1935), романтику шпаны («Пепе ле Моко», 1937), особые поветрия времени («Дружная компания» / «Славная компания», 1936, где можно обнаружить ироничные намёки на деятельность Народного фронта). Иногда Дювивье превращался в законодателя мод, создавая, например, фильм из коротких новелл («Бальная записная книжка», 1937). Позже, уже в США, снял в той же манере фильмы: «Лидия» (1941), а во Франции - «Под небом Парижа» (1951), «Дьявол и десять заповедей» (1962). Фрагмент из жизни Христа (фильм «Голгофа», 1935), снятый с огромным размахом, привлёк внимание американцев, которые после триумфа фильма «Пепеле Моко» пригласили его в Голливуд. Здесь он создал блестящую картину «Весь город танцует» (др. «Большой вальс», 1938), подтвердив, что ему подвластны все жанры, включая венскую оперетту. Во Франции он пользовался огромным признанием, подкреплённым денежными вознаграждениями и статусом официального режиссёра, которому доверили съёмки фильма «Такие-то, отец и сын» / «Отец и сын», снятого в 1940 в целях пропаганды. Более ценным представляется его фильм «Конец дня» (1939) - хроника жизни старых, утративших надежду актёров, исполненная откровенного пессимизма, который в тех или иных проявлениях присутствовал во всех его повествованиях, начиная от фильма «Рыжик» (1925 и 1932) и вплоть до фильма «Накипь» (1957). Этот пессимизм проник даже в удачный развлекательный фильм «Именины Генриетты» («Праздник Генриетты» / «Именины Анриетты», 1952) и пронизывает туманные мечтания в фильме «Марианна моей юности» (др. «Марианна юности моей», 1955). Только отдельные эпизоды фильмов о Дон Камилло (1952 и 1953) содержали в себе ироническую улыбку и недвусмысленное добродушие. Совесть и невероятная трудоспособность остались основными качествами этого мастера французского кино, которому приписывают высказывание: «Гениальность - это слово, кино - профессия, тяжёлая профессия, которую мы постигаем. У меня отсутствуют озарения. Всё, что я делаю, я делаю не без усилий».
Жюльен Дювивье на съёмках фильмов.
Фильмы:
- «Хасельдама, или Цена крови» («Гасельдама, или Цена крови» / «Акелдама, или Цена крови», 1919)
- «Перевоплощение Сержа Ренодье» (1920)
- «Роквиларды» (др. «Рокевиллары», 1922)
- «Ураган в горах» (др. «Ураган на горе», 1922)
- «Дом ужасов» (др. «Странный гость»,
19221921) - «Бессмертный труд» (др. «Бессмертное произведение»,
19231924) - «Потомок Клода Меркёра» (др. «Отражение Клода Маркера», 1923)
- «Лондонская трагедия» (др. «Верую, или Трагедия Лурда»,
19231924) - «Дикие сердца» (1924)
- «Машина для исправления жизни» (документальный, др. «Машина для переделки жизни», 1924, совместно с Анри Лепажем)
- «Аббат Константин» (др. «Аббат Константен», 1925)
- «Рыжик» (1925)
- «Человек из Испании» (др. «Человек на "Испано"», 1926)
- «Агония Иерусалима» (1927)
- «Свадьба мадемуазель Бёльман» (др. «Брак мадемуазель Бюлеман», 1927)
- «Вихри Парижа» (1928)
- «Тайны Эйфелевой башни» (
19281927) - «Божественная прогулка по морю» (1929)
- «Чудесная жизнь Терезы Мартэн» (
19291930) - «Счастье дам» (др. «Дамское счастье», 1930)
- «Мама Колибри» (др. «Мамаша Колибри»,
19301929) - «Давид Гольдер» (др. «Давид Голдер», 1931)
- «Пять проклятых джентельменов» («Под солнцем Марокко» / «Пять проклятых джентльменов», 1931, французская и немецкая версии)
- «Рыжик» (1932)
- «Венера из колледжа» (1932)
- «Алло, Берлин? Это Париж!» (1932, французская и немецкая версии)
- «Голова человека» (1933)
- «Маленький король» (1933)
- «Машина для исправления жизни» (1933)
- «Теппоход "Тенасити"» (др. «Пакебот 'Тенасити'», 1934)
- «Мария Шапдепен» (1934)
- «Голгофа» (1935)
- «Знамя» («Батальон иностранного легиона» / «Бандера», 1935)
- «Дружная компания» (др. «Славная компания», 1936)
- «Голем» (1936)
- «Человек дня» (др. «Герой дня», 1937)
- «Пепеле Моко» (1937)
- «Бальная записная книжка» (1937)
- «Весь город танцует» (др. «Большой вальс», 1938)
- «Конец дня» (др. «На исходе дня», 1939)
- «Призрачная тележка» (др. «Призрачная повозка»,
19401939) - «Лидия» (1941)
- «Шесть судеб» (др. «Сказки Манхэттена», 1942)
- «Навязчивая идея» (др. «Плоть и фантазия», 1943)
- «Самозванец» (1944)
- «Такие-то, отец и сын» (др. «Отец и сын», 1940, вышел в 1943)
- «Паника» (
19471946) - «Анна Каренина» (1948)
- «В царстве небесном» (др. «В небесном королевстве», 1949)
- «Блэк Джек» (1950)
- «Под небом Парижа» (1951)
- «Мирок Дон Камилло» («Маленький мир Дона Камилло» / «Дона Камилло», 1952)
- «Именины Генриетты» («Праздник Генриетты» / «Именины Анриетты», 1952)
- «Возвращение Дон Камилло» (1953)
- «Дело Маурициуса» (1954)
- «Марианна моей юности» (др. «Марианна юности моей», 1955)
- «Вот оно, время убийц» («Время убийц» / «Это время убийц», 1956)
- «Человек в непромокаемом плаще» (1957)
- «Накипь» (др. «Чужие жены», 1957)
- «Женщина и марионетка» (др. «Женщина и паяц», 1959)
- «Мари-Октябрь» (1959)
- «Большая жизнь» (др. «Девушка в искусственном шёлке», 1960)
- «Бульвар» (1960)
- «Горячая комната» (др. «Жаркая комната», 1962)
- «Дьявол и десять заповедей» (1962)
- «Мороз по коже» (1963)
- «Дьявольски ваш!» (1967)
Жюльен Дювивье на съёмках фильма «Возвращение Дон Камилло».
IMDb: nm0245213.