СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Фор, Эли

Эли Фор

ФОР (Faure) Эли (Élie) (Сен-Фуа-ла-Гранд, 1873 - Париж, 1937) французский философ, историк и искусствовед. Один из первых интеллектуалов «высшего класса», сделавший ставку на кино как явление новое, влиятельное и социально значимое. Племянник «свободного географа» Элизе Реклю, ученик Бергсона в Лицее Генриха Четвёртого, медик, рано занявшийся практикой анестезирования и бальзамирования; постоянно рефлексировал по поводу различных сфер деятельности. Весь этот богатый жизненный опыт станет впоследствии источником его идей. Убеждённый эволюционист, он твёрдо верит в науку и технику как факторы человеческого прогресса. Философия монизма (природа и человечество едины; законы искусства и культуры - органичные, ритмичные, цикличные-одновременно выступают законами жизни) остаётся близкой у него диалектическому материализму. Именно движение, по его словам, одухотворяет материю, ритм - тело, из чего выводится просветительское значение танца. В книге «История искусства» (1909-1921) Эли Фор указывает, что цивилизации познают фазы восходящие, связанные с объединением (ассоциированием), и нисходящие, вызывающие кристаллизацию и диссоциирование. Первичное искусство - коллективное, следующее за ним - индивидуалистское. Великие эпохи согласия и коллективного созидания нашли своё высшее выражение в танце и архитектуре. Кино становится универсальным языком, порождённым машиной, который способен высказать парадокс одновременного существования протяжённости архитектуры во времени и танца в пространстве. Для представления души и лица XX века, обещавшего стать началом периода объединения, Эли Фор не находит ничего более подходящего, чем кино. В 1922 он приветствует глубину игры Чаплина, которого охотно соотносит с Шекспиром и Мольером. Он подготавливает и определяет кинопластику Эйзенштейна: драматургию форм, аудиовизуальную полифонию, синтез всех искусств; поддерживает поиски Абеля Ганса. С момента выхода фильма «Аталанта» (1934) прославляет гений Жана Виго. Если история пренебрегла проницательностью его писаний, то она практически не смогла воспользоваться богатством аналитических средств, разработанных автором.

Эли Фор

Книга «Эли Фор, биография». Авторы: Мартина Куртуа и Жан-Пьер Морель. 1989.

IMDb: nm2187420.


Главная | Опросы | Литература | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика