СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Флорей, Робер
ФЛОРЕЙ (Florey) Робер (Robert) (Париж, 1900 - Санта-Моника, Калифорния, 1979), французский кинематографист и историк. С ранних лет страстно влюблённый в кино, этот молодой журналист эмигрировал в США в 1921 по совету Луи Деллюка после того, как снял несколько ничем не примечательных работ на киностудиях «Гомон» и «Пате». Он становится руководителем рекламной службы Рудольфа Фэрбанкса, затем секретарем Рудольфо Валентино, являясь одновременно техническим советником на съёмках многочисленных фильмов во французском стиле, ассистентом Видора и Стенберга. Наконец, он руководит компанией «Макс Бразерс» в то время, когда там снимается первый фильм «Кокосовый орех» (др. «Кокосовые орешки», 1929). Краткое возвращение во Францию на заре звукового кино становится временем съёмок двух музыкальных картин: «Приятная дорога» и «Любовь поёт» (обе в 1930), а также фильм «Белое и чёрное» (совместно с Сашей Гитри). Но он чувствует себя более уютно в своей приёмной стране - Соединённых Штатах Америки. С 1930 по 1950 он снимает порядка двадцати фильмов, лучшие из которых созданы в жанре фантастики (Флорей находится под огромным влиянием немецкого экспрессионизма и европейского авангарда конца эпохи немого кино): экранизация Эдгара По - «Двойное убийство на улице Морг» (др. «Убийства на улице Морг», 1932, с Белой Лугози [Lugosi]); «Лицо под маской» (др. «Лицо за маской», 1941) и «Зверь с пятью пальцами» (1947, с Питером Лорром). Он работал над подготовкой первого фильма «Франкенштейн» (1931) и для собственного удовольствия снял несколько экспериментальных фильмов, так и не вышедших на экраны, в том числе «Падение дома Эшеров» (1928). Последние его картины представляют собой чисто коммерческие работы: «Тарзан и сирены» (др. «Тарзан и русалки», 1948), «Годы порока» (др. «Порочные годы», 1950). Затем он приходит на телевидение и принимает участие в реализации 200 сериалов, среди которых «Неподкупные», «Альфред Хичкок представляет», «Капитан Трой» и др. К этому можно добавить, что он был не только послушным ассистентом Чаплина в фильме «Господин Верду» / «Мсье Верду», но и практически самостоятельно снял некоторые эпизоды.
Важным вкладом Флорея в историю кино стали репортажи, интервью, хроники (в частности в «Cinémagazine» и «Cinémonde»), которым присуща редкая для того времени документальная точность. Основываясь на собственном материале, Флорей написал (на французском языке) несколько произведений, представляющих большой исторический интерес: «Два года на американских киностудиях», «Голливуд вчера и сегодня», «Магический фонарь» / «Волшебный фонарь», «Голливуд, нулевой год» / «Голливуд в нулевом году» и т. д.
Имя и фамилия кинематографиста встречается, как Роберт Флори.
Робер Флорей на съёмках фильма «Дыра в стене» (1929, фото "A").
Робер Флорей. 1950.
IMDb: nm0282984.