СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Деллюк, Луи
ДЕЛЛЮК (Delluc) Луи (Louis) (Кадуен, 1890 - Париж, 1924), французский кинематографист и писатель. Как и в случае с братьями Гонкур, Деллюк стал знаменит благодаря премии, носящей его имя и присуждаемой ежегодно специальным жюри критиков кино лучшему фильму сезона. Один из первых французских кинокритиков, кто воспринял седьмое искусство всерьёз и начал демонстрировать фильмы в специально предназначенных для этого местах, названных им киноклубами. «Своими статьями, талантом, примером и словом, - пишут Бардеш и Бразийаяк в «Истории кино», - он сделал больше, чем кто-либо другой, для создания искусства кино. Можно сказать, что без Деллюка мы не научились бы любить кино». Менее известно о том, что он писал многочисленные романы и даже пьесы в стихах. В конце концов, и наследство Деллюка-режиссёра, хотя и небогатое (семь фильмов, снятых между 1920 и 1923 1924), также заслуживает некоторого внимания.
Однако, именно с помощью пера Деллюк утвердил себя в творчестве. Блестящая учёба в средней школе предопределила его литературную карьеру. Имея слабое здоровье, он посвящал свободное время чтению и театру, опубликовал в пятнадцатилетнем возрасте книжку стихов «Песни юной поры», сотрудничал в театральной рубрике журнала «Comoedia illustré». Оставив университет, он писал романы, часть из которых будет опубликована только после его смерти («Господин из Берлина», «Поезд без глаз», который перенесёт на экран Альберто Кавалканти, «Танец скальпа», «Роман маникюрши»), новеллы («Человек баров»), театральные пьесы («Франческа», «Живая»), воспоминания («У Максима»). Яркий и язвительный по стилю, он занимает место, по словам Жана Митри, «между Блезом Сендраром и Полем Мораном». Кино почти не интересовало его (он увидел, по собственному выражению, «слишком много ужасов, чтобы быть снисходительным и ласковым к этой грустной механике») до момента появления фильма «Должностное преступление» Сесиля де Милля в 1915. С этого времени он оставил все другие занятия, чтобы посвятить себя защите «нового искусства». 27 июня 1917 появилась первая критическая статья в еженедельнике «Film», который издавал Диаман-Берже, а журнал «Paris-Midi» предложил ему вести постоянную рубрику кинематографической хроники. В январе 1920 создал собственный «Журнал киноклуба». Неудовлетворённый пробными выпусками журнала, он начал выпускать в 1921 журнал «Cinéma» - первый французский журнал о кино, свидетельствующий об определённых интеллектуальных запросах, с которым сотрудничали лучшие журналисты того времени: Эмиль Вюйермоз, Люсьен Уол, Жан Эпштейн и др. До 1923 Деллюк сам выступал в качестве постоянного автора, после чего перешёл в «Добрый вечер», где его последняя статья появилась за месяц до смерти. В работах, изданных при жизни («Кино и К°», «Фотогеничность», «Шарю», «Джунгли кино»), нашла яркое подтверждение любовь автора к американскому кинематографу и его людям: Томасу Инсу, Гриффиту, Дугласу Фэрбенксу, и, в особенности, к Чаплину. Напротив, он не скрывает своего презрения к французским режиссёрам, «слепым от рождения», и «хроническим безобразиям» Луи Фёйада. Вместе с тем Деллюк благосклонен к Гансу, Л'Эрбье, Жермене Дюлак. Последней он доверил свой первый сценарий к фильму «Испанский праздник», снятый в 1920. В этом фильме, как и в последующих, съёмками которых он будет руководить, действие совершенно не принималось в расчёт. Должна присутствовать с очевидностью лишь «пыль фактов», мозаика деталей, запечатлённых камерой «наугад» (как он заявлял об этом Анри Фекуру). Кино, согласно Деллюку, должно иметь целью не романтическое повествование, не изображение перипетий, а установление особого климата, атмосферы. Оно должно быть сделано из фрагментарных замечаний, из несметного числа впечатлений, которые зритель должен собрать воедино. Этот подход становится началом нового движения во французском кино, которое по аналогии с живописью будет названо «импрессионизмом».
Книга Марселя Тариоля о Луи Деллюке. 1965 год.
Чтобы подтвердить эти смелые концепции, Деллюк переквалифицировался в режиссёра-постановщика. В фильме «Чёрный дым» (1920) он попытался противопоставить реальные события воображаемым. Неудовлетворённый результатом, вновь обратился и развил эту идею в фильме «Молчание» (1920), своеобразном «драматическом мгновении», где настоящее отснято в светлых, а воспоминания прошедшего времени - в серых тонах. Согласно Жану Эпштейну, с помощью этого фильма автору удалось пробудить «роковую душу вещей». Однако большой удачей Деллюка следует признать фильм «Лихорадка» (1921) об обычной драке в марсельских трущобах, которая стала лишь предлогом для создания волнующей, подлинно космополитичной атмосферы. Главной исполнительницей женского персонажа во всех его фильмах выступала Ева Франсис, актриса бельгийского происхождения, на которой он женился в 1918. Деллюк откажется от этого «натуралистического» вдохновения, чтобы вернуться к более личным переживаниям в фильме «Женщина ниоткуда» (1922) - новой вариации на тему отношений настоящего и прошлого, прославившегося прежде всего своими последними кадрами, когда можно созерцать героиню, бредущую по исчезающей в сумерках дороге. Или в фильме «Наводнение» (1924) - крестьянской драме, случившейся в долине Роны, где ощущается сильное влияние фильма «Через грозу» Гриффита и шведской школы: героиню звали Марго, но сам фильм ловко увернулся от соблазна скатиться к худшим образцам мелодрамы. Это была его последняя работа. Деллюк, как подчёркивал Жан Митри, «останется в истории кино, скорее, автором идей с претензией на моральное воздействие, чем благодаря своим творениям, великолепно незавершённым... Он один смог привить вкус к кино целому поколению, только ему французское кино 20-х обязано своим возрождением». Если он и не возглавил школу французского кино, то с полным основанием может считаться её предвестником.
Фильмы:
- «Молчание» (1920)
- «Чёрный дым» (1920)
- «Лихорадка» (1921)
- «Дорога в Эрноа» (1921)
- «Гром» (1921)
- «Женщина ниоткуда» (1922)
- «Наводнение» (1924)
Луи Деллюк.
Луи Деллюк на съёмках фильмов: «Дорога в Эрноа» (фото "A"), «Наводнение» (фото "B", "C").
IMDb: nm0217526.