СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |

Гитри, Саша

Саша Гитри

ГИТРИ (Guitry) Саша (Sacha) (Санкт-Петербург, 1885 - Париж, 1957), французский сценарист, автор диалогов, актёр и кинематографист. Критика часто упрекала его за бесконечные, усыпляющие монологи, доводящие собеседников до изнеможения. В эпоху немого кино Гитри говорил о кино непременно с сарказмом и насмешкой. Став автором сценария фильма «Роман любви и приключений» (др. «Роман о любви и приключениях», Эрвиль, 1917 1918), основанного на истории двойников, где Гитри снялся вместе с Ивонной Прентан, он не отказывается от собственных предубеждений. Однако Гитри понял значение и возможности камеры, всё записывающей и необыкновенно точно воспроизводящей фигуры и жесты знаменитых современников. Для своего удовольствия он снял фильм «Наши», построенный на серии анекдотов, и сам его представил в 1916. Гитри не сразу отреагировал на бурный взлёт звукового кино и лишь в 1935 при техническом участии Фернана Ривера снял фильм «Пастер» - исполненное почтения и цельное воспроизведение пьесы, в которой некогда прославился Люсьен Гитри, его отец. Но взгляд Гитри на пьесу насмешлив, чуть небрежен и свободен. Он открыл новые возможности кино, не ограниченного тем отточенным парижским стилем, который заполнил своим блеском все уголки Франции. После фильма «Везение» последовало несколько развлекательных картин, расцвеченных фантазией, присущей автору. Непосредственная свобода, тон, в котором высокомерная ирония совмещается с ликующей эйфорией, комментаторский стиль, требовавший изрядной дерзости, впоследствии становятся приёмами, придающими магическое очарование лишённым иллюзий образам и некоторый весёлый аморализм картинам в целом. В 1936 вышел на экраны фильм «Роман шулера» (др. «Роман обманщика»), выстроенный как перекличка с Любичем, где Гитри заявил о себе как о великом мастере, который изображает путь диалога, противостоящего всякому подражательству, радость игры между посылками и репликами, произносимыми великолепными партнёрами. Он непринуждённо представил публике свою жизненную философию и провёл актёров через лабиринты вербального многоступенчатого каскада, уничтожающего условности красного занавеса и суфлёрской будки. «Новый завет» (др. «Новое завещание», 1936), «Мой отец был прав» (1936), «Давай помечтаем» (др. «Помечтаем...» / «Давайте помечтаем», 1937 1936) и «Кадриль» (1938) - комедии, возможно, не такие лёгкие, как можно было бы ожидать, но им присуща своеобразная живость танца, достигаемая благодаря увлекательным диалогам. Автор-лицедей в свойственной ему притворно-хвалебной и официозной манере чествует восхождение на престол короля Англии в 1937, а фильме «Жемчужины короны» освобождает изображение исторических картин от навязчивых стереотипов. Когда тучи нависают над Европой, Гитри вновь выступает с хроникой, столь же язвительной и неоднозначной, как и ранее: «Пойдём на Елисейские поля» (др. «Вернёмся на Елисейские поля», 1938). В 1939 ему пришла идея создать фильм-коллаж из скетчей, который давал бы возможность актёрам покрасоваться друг перед другом в исполнительском мастерстве: «Девять холостяков» (др. «Жили-были девять холостяков»), ставший реквиумом по простой, фривольной и тревожной эпохе. Достигнув почестей и славы, Гитри стремился сохранить достигнутый им уровень и во время «Четырёх лет оккупации» (так дерзко он озаглавил одну из своих книг воспоминаний), в течение которых он вызывающе и опрометчиво играет с немцами в кошки-мышки. Он снимает фильмы, несомненно худшего качества, чем прежние. В фильме «Сказочная судьба Дезире Клари» (др. «Удивительная судьба Дезире Клари», 1942) слишком много разговоров; «Малибран» (1943 1944) - лишь предлог, чтобы пригласить популярную певицу на съёмки; «Отдай мне твои глаза» (др. «Подари мне твои глаза», 1943) - утончённая мелодрама из разряда тех, какие он иногда писал для театра. Заключённый после освобождения Франции в тюрьму, отвергнутый, оклеветанный и преданный, он падает со своих высот, так никогда больше и не сумев оправиться, ни физически, ни морально, от тюремного заключения и горечи. Он пытается возобновить свои исторические фантазии, а фильм «Хромой бес» (др. «Хромой дьявол», 1948) выстраивает как комедийный перформанс. Гитри добивается прежнего успеха («Комедиант», 1948; «Дебюро», 1951; «Я был им три раза», 1953) и пишет ещё несколько пьес («Для двух голубок» / «У двух голубок», 1949; «Тоа», 1949). Поражает и огорчает внезапное и очень ощутимое старение автора. Тем не менее официальное признание вновь сопутствует его фильмы: «Если бы мне рассказали о Версале» (др. «Тайны Версаля», 1954); «Наполеон» (1955); «Если бы нам рассказали о Париже» (др. «Когда б Париж поведал нам», 1955 1956) - тяжеловесные проекты с кавалькадой актёров. Четыре фильма: «Отрава» (др. «Яд», 1951 ), «Жизнь порядочного человека» (1953), «Убийцы и воры» (1957 1956), «Трое составляют пару» (др. «Три сапога - пара», 1957) - являются поистине плодами горечи и обиды, с усмешкой повествуя о том, что баловень Парижа - всего лишь желчный и разочарованный человек.

Саша Гитри

Фильмы:

Саша Гитри

Саша Гитри в фильмах: «Роман шулера» (фото "A"), «Сказочная судьба Дезире Клари» (фото "B"), «Отрава» (фото "C").

IMDb: nm0347589.



Главная | Опросы | Литература | Словарь | Трейлеры | Поиск

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика