СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Коль, Эмиль
КОЛЬ (Cohl) Эмиль (Émile) (настоящая фамилия Курте, Courtet) (Париж, 1857 - Вильжюиф, 1938), французский кинематографист и карикатурист. Коль, безусловно, не был первым, кто заинтересовался художественными возможностями оживления рисунка или предмета: Эмиль Рейно опередил его в графической реализации (1892), а Стюарт Блактон - в анимации предметов (1906). Но он бесспорно останется в истории подлинным создателем седьмого искусства, пионером анимационного кино.
Работая карикатуристом в различных сатирических изданиях вместе с Андре Жилем (умер в 1885), Коль не стал знаменитым. Этот художественный, стиль работы которого считался уже устаревающим, обратился в 1907 в штаб-квартиру «Предприятия Гомона» с жалобой на подделку издательской фирмой его плаката. Луи Фёйад, бывший в то время директором компании, успокоил его и предложил купить часть его небольших рисунков для использования в кино. Идея анимации рисунков волновала Коля давно. В следующем году, уже работая в «Гомон», он, наконец, реализует свою мечту. 17 августа 1908 в Театре Гимназии, переделанном в кинотеатр на время годичного перерыва в занятиях, состоялась первая публичная демонстрация фильмов: «Фантасмагория», снятого на 35-мм плёнке. Коль отказался от реалистического рисунка в стиле Рейно и использовал приём стилизации под детские рисунки. В первых фильмах все рисунки были сделаны в белом цвете на чёрном фоне так, что каждая копия представляла собой позитив. Тем не менее анимация ещё не становится основным жанром для Коля, и он продолжает писать сценарии для «Гомон», в которых чередует анимационные и игровые эпизоды. Таким образом появились фильмы: «Весёлые микробы» (1909), «Жильцы за стеной» (1909), «Мечта официанта из кафе» (1910). Многочисленные обязательства по созданию фильмов позволили ему в рекордно короткое время изучить все возможности седьмого искусства. Он оживляет вещи, игрушки: «Ожившие спички» (1908), «Братья Будебуа» (1908), «Совсем маленький Фауст» (1910), «Маленький Шантеклер» (1910). В фильме «Волшебные очки» (1909) он использовал вырезанные из бумаги фигуры, которые затем были приведены в движение.
В 1910 году Коль перешёл из «Гомон» в «Пате». Но с последней компанией расстался уже в следующем году и попал в «Эклер», откуда его направили в Нью-Джерси (США) в открывшееся там отделение компании. За время работы в США снял тринадцать фильмов из серии «Снукаймс» (основанной на популярном мультфильме Жоржа Мак-Намуса - истории ужасного ребёнка, отравляющего жизнь родителям; во Франции герой был известен под именем Зозор). В Париж Коль возвратился в 1914, но здесь уже развернулась жёсткая конкурентная борьба. В 1916 он работал с художником Бенжаменом Рабье, прежде чем снять четыре эпизода из своих знаменитых картинок «Приключения Никелированных Подошв» (1918) по Фортону.
Эмиль Коль с куклами. 1924 год.
В течение десяти лет интенсивной деятельности окончательно определился вклад Коля в различные направления кино. Во-первых, он был хорошим рассказчиком (очень редкое для примитивного кино явление). Он позволил нам проникнуть в свой магический мир линий и форм, что скорее характерно для актёрской интерпретации. Медицинская канва фильма «Весёлые микробы» подготовила публику к восприятию невидимого мира оживших бактерий. Мания подглядывания, свойственная одной пожилой чете, решившей принять участие в любовных забавах молодой пары, создала забавную феерию в фильме «Жильцы за стеной». Разработка придуманного инструмента под названием бинескоп в одноимённом фильме (1910) является лишь предлогом для создания целой серии полиморфных вариаций на тему человеческого лица, где графическая расплывчатость контуров за полвека предвосхитила работы П. Фольдеса.
В творчестве Коля нашлось место для самоанализа и фантазии: безудержные мечты бармена в фильме «Мечта официанта из кафе» представлены в оригинальной манере оживления почтовых открыток; желание некоего барона найти родственную душу подталкивает его к разгадке судьбы по линиям на.... ноге («Будущее, предсказанное по линиям ноги», 1914); «психоанализ» больного на основе пластического и символического восстановления его видений представлен в фильме «Дегустатор мозгов» («Переделывающий мозги» / «Выправитель мозгов», 1911). Заметим, что в фильме «Художник-неоимпрессионист» (1910) автор представил удивительную пресюрреалистическую иконографию.
Коль заметно обогатил всё ещё невнятный кинематографии, язык своими графическими и архитектурными изображениями, с помощью которых он иллюстрировал легенды и рассказы: «Двенадцать подвигов Геракла», «Маленький Шантеклер», «Совсем маленький Фауст» («Маленький Фауст» / «Малютка Фауст»), «Приключения барона де Крака» (1909). В этих работах представлены кинозамыслы, очень актуальные для того времени. В заключение отметим, что для работы в своём творческом мире Коль использовал различные анимационные виды техники: приведение в движение деревянных марионеток, фигурок из нарезной бумаги, двойной экран («Жильцы за стеной»), ожившие открытки («Сердечные дела», 1909), гравюры («Двенадцать подвигов Геракла») и т.д. Закат творческой деятельности Коля приходится на 20-е, время, когда он начал создавать рекламную продукцию для фирмы «Лортак» (например «Печенье Ням-ням). Несмотря на то что его фильмография включала около трёхсот произведений, умер он в бедности, 20 января 1938 в приюте Вильжюифа.
Фильмы: «Дегустатор мозгов» (1911, фото "A"), «Весёлые микробы» (1909, фото "B"). Эмиль Коль работает над фильмом «Совсем маленький Фауст» (апрель, 1910, фото "C"). Автопортрет (фото "D").
IMDb: nm0169871.