СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Фёйад, Луи
ФЁЙАД (Feuillade) Луи (Louis) (Люнель, 1873 - Ницца, 1925), французский кинематографист. Один из «трёх китов» (после Люмьера и Мельеса) французского немого кино, наследует от первого вкус к реалиям жизни (одна из определённо выраженных целей - зафиксировать жизнь «как она есть»), от второго - понимание зрелищности и возможности контролировать воображаемое (снимает также «эстетический фильм» с честолюбивым намерением «создать впечатление безупречной красоты»). Эта двойственность и парадоксальная направленность делают его бесспорным предвестником (наряду с Виктореном Жассе) школы, именуемой «поэтическим реализмом». Ален Рене восхищается искусством создавать чудо из самой банальной повседневной реальности (улицы, доки, палисадники); Жорж Франжю, отдавший ему дань уважения своим фильмом «Жюдекс» (1964), вспоминает его как мастера «ортохроматической магии, неизменной во времени»; Андре Дельво использует фрагмент из фильма «Фантомас» в собственно фильме «Свидание в Бре» (1971); а Франсис Лакассен, его неутомимый толкователь, открывает в фильме Фёйада самую «незаметную, фантастически вытканную на естественном фоне нереальность видимого». Сразу после появления Фёйад получил имя намагниченного человека - героя одного из его короткометражных фильмов, притягивающего к себе тайну реальности. В течение долгих лет он является экономным и бдительным директором «Империи Гомон», умеющим ловко сочетать искусство с требованиями коммерции.
Творческое наследие Фёйада весьма значительно: около 700 фильмов (среди которых 12 полнометражных сериалов), написанных и отснятых в период с 1906 по 1925, не считая сотни сценариев, созданных в начале творческого пути для Алисы Ги, Этьена Арно и Ромео Бозетти. Среди его работ можно встретить мифологические сцены, исторические эпизоды, водевили, мелодрамы, бурлески, феерии, военные драмы, патриотические и религиозные картины, приключенческие фильмы. Он замечательно справляется и с комическим жанром (сериал «Малыш» и «Бу-де-Зан»), Но всё же истинным призванием остаются полицейские фильмы и различные сериалы. С 1913 по 1914 снимает фильм «Фантомас» (пять серий по 40 минут каждая с участием Рене Наварра) по произведению Пьера Суветра и Марселя Аллена, на долю которого выпадает необыкновенный успех (вернее киноверсию, и сам роман). Фильм «Вампиры», созданный в разгар войны, представляет широкомасштабную криминальную картину, в которой позже сюрреалисты увидели «великую реальность века». Но ужасный гений преступления уже уступает место красавице Мюзидоре в чёрных чулках, покоряющей своей энергией. С восстановлением мира Фёйад снимает ещё два больших многосерийных киноромана, в которых герой Жюдекс на этот раз является воплощением сил добра. Менее знаменитые «Tи Мин» (1918) и «Бараблас» (1919) тем не менее содержат красивые эпизоды эпохи визуального барокко.
Луи Фёйад.
При жизни Фёйад не пользовался признанием критики. Луи Деллюк первым заклеймил его «серийные ужасы», признавая в то же время технический блеск их исполнения, «наивысший во всей французской кинопродукции» того времени. Правда заключается в том, что Фёйаду не были чужды формальные прикрасы, но при этом он обладал очень глубоким чувством повествования и ритма. «Фильм, - писал он в 1920, - это не проповедь и не доклад, и менее всего ребус. Это игра глаз и разума. Качество игры измеряется интересом, проявляемым к ней толпой, для которой она была создана». С покорностью определяя себя «рабочим мелодрамы», он умеет задеть сердца зрителей и создать исконно человеческий мир. В этом с ним могут сравниться только Гриффит и Фриц Ланг.
Луи Фёйад.
Последователь Луи Фёйада Морис Шампрё (1893-1976), в прошлом работавший главным оператором, завершит последний фильм под названием «Стигмат», и станет режиссёром. Его сын Жак Шампрё (род. 1930) станет актёром, сценаристом (он принимает участие в создании фильма «Жюдекс» Жоржа Франжю) и, наконец, режиссёром.
Фамилия кинематографиста встречается, как Фейад.
Фильмы: наиболее значимые сериалы:
- «Часы» (1909)
- «Эстетический фильм» (1910)
- «Семь смертных грехов» (1910)
- «Малыш» (1910-1913)
- «Жизнь как она есть» (1911-12)
- «Расследования детектива Дервьё» (1912-13)
- «Бу-де-Зан» (1913-1916)
- «Фантомас» (5 картин: «Фантомас», «Жюв против Фантомаса» / «Фантомас против Жюва», «Смерть-убийца» / «Мертвец, который убивает», «Фантомас против Фантомаса», «Подставной судья», 1913-14)
- «Смешная жизнь» (1913-1918)
- «Вампиры» (10 картин «Отрубленная голова», «Кольцо-убийца», «Красная криптограмма», «Спектр», «Побег мертвеца», «Очаровательные глазки», «Дьяволы», «Повелитель молний», «Знахарь», «Кровавые свадьбы», 1915-16)
- «Прекрасное настроение» (1921-22)
Сериалы:
- «Жюдекс» (1917)
- «Новое задание Жюдекса» (1918)
- «Tи Мин» (др. «Тин Мин», 1918)
- «Вандемьер» (1918)
- «Бараблас» (др. «Баррабас», 1919)
- «Две проказницы» (др. «Две девочки», 1920)
- «Сиротка» (др. «Сирота», 1921)
- «Паризетта» (1921)
- «Сыновья флибустьеров» (др. «Сын флибустьера», 1922)
- «Парижский сирота» (1923)
- «Вендетта» (др. «Виндикта», 1923)
- «Стигмат» (др. «Клеймо»,
19251924)
Другие фильмы:
- «В глуши» (1912)
- «Агония Византии» (1913)
- «Северо Торелли» (1914)
- «Человек без лица» (1919)
- «Проказник из Парижа» (1924)
- «Люсетт» (1924)
На съёмках фильма «Паризетта» (фото "A"). Постер к сериалу «Фантомас» (фото "B"). Кадр из сериала «Вампиры» (фото "C"). Кадры из фильма «Сиротка» (1921, фото "D").
Луи Фёйад во времена «Вампиров».
IMDb: nm0275421.