СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Люмьер, Луи
ЛЮМЬЕР (Lumière) Луи (Louis) (Безансон, 1864 - Бандоль, 1948), создатель и пионер французского кино. Сын фабриканта фотографических пластин Антуана Люмьера, не достигнув двадцатилетнего возраста, изобрёл новый тип пластин, покрытых соединением брома с желатином. Успешная торговля новинкой обеспечивала семейному бизнесу процветание. В 1884 Люмьер и его брат Огюст (Безансон, 1862 - Лион, 1954) совместно с сотрудниками Мареем, Демени и Рейно провели испытания кинетоскопа, приспособленного для показа движущихся картинок (в то время с помощью кинетоскопа получали лишь статическое изображение). Испробовав возможности нескольких механизмов для передвижения, Люмьер сконструировал гриф, который и сегодня остаётся механизмом подачи всех современных кинокамер. Летом 1894 была сконструирована первая кинокамера, что привело к созданию синематографа - реверсивного аппарата, способного снимать, размножать копии и демонстрировать снятое. Запатентованный в марте 1895, синематограф был выставлен в Париже на улице Ренн во время собрания Общества поощрения развития национальной промышленности, а затем, начиная с июня, эксплуатировался во время проведения различных научных выставок и платных публичных киносеансов, первый из которых состоялся 28 декабря 1895 года. В то время как в США публичная демонстрация возможностей проекторов Латама или Армат-Дженкинса была воспринята публикой без особого энтузиазма, во Франции синематограф имел большой успех и стал популярен во всём мире. Многие историки не случайно считают 28 декабря 1895 днем рождения кино.
Французский кинорежиссёр-пионер Луи Люмьер в Париже с проекционным аппаратом для своей новой стереоскопической киносистемы "анаглиф", 3 июля 1935 года. На нём цветные очки, необходимые для просмотра фильма в 3D.
Для того чтобы показывать и продавать синематографы, снимать фильмы и создавать собственный каталог (сегодня включает 1000 названий, начиная с 1898), Люмьер разослал по всему миру своих агентов и таких операторов, как Промео Промио или Месгиш Мегиш, которые и создавали первую коллекцию кинохроники. Однако вскоре в развитии кино начинает преобладать потребность в зрелищности. Во время Всемирной выставки в Париже в 1900 Люмьер показывал свои фильма на большом (20 метров) экране, используя 75 мм плёнку. Затем разработал и начал применять для демонстрации хромированные пластины, которые вплоть до второй мировой войны были единственным средством передачи изображения в цвете (хотя эти пластины поглощали слишком много света и в дальнейшем оказались непригодными для кинематографической демонстрации). Люмьер также проводил эксперименты по созданию стереофильма.
Луи Люмьеру как оператору и «режиссёру» приписываются следующие фильмы: «Выход рабочих с завода Люмьер» (1894), «Выход из порта» (1895), «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота» (1895), «Отдалённая часть», «Садовник и шалун» (известный под названием «Политый поливальщик»), «Детская ссора», «Первые шаги ребёнка», «Дурман-трава», «Буря на море», «Разрушение стены», «Фотография» - все датируются 1885.
Первая афиша Люмьера (фото "A"). Кинематографический зал в Лионе в 1896 году, на улице Республики (фото "B"). Единственная фотография Луи Люмьера за работой (справа). Видно штатив его камеры. Два персонажа, которых он «снимает» - это астроном Янссен и генеральный советник Роны (1895, фото "C").
Братья Люмьер (Луи слева, Огюст справа, фото "A"). Фрагмент негатива «Политый поливальщик» (первым заглавием которого было «Садовник и шалун», фото "B"). Синематограф Люмьера (фото "C").
IMDb: nm0525910.