СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Мальро, Андре
МАЛЬРО (Malraux) Андре (André) (Париж, 1901 - Кретей, 1976), французский писатель. Интеллектуал, антифашист и человек действия с темпераментом авантюриста. В 1932 вступил в Ассоциацию революционных писателей и художников (AEAR), был активным участником Международной ассоциации писателей в защиту культуры, основанной в 1935, организатором её съездов. Его романы воспевают трагическое величие сражающихся революционеров: китайских («Завоеватели», 1928; «Предназначение человека» / «Удел человеческий», 1933), немецких («Время презрения» / «Годы презрения», 1935), испанских («Надежда», 1939). С первых дней гражданской войны в Испании (1936) служил на стороне республиканского правительства, организовав авиаэскадрилью «Испания». Во время второй мировой войны командовал партизанским отрядом в Коррезе, затем бригадой «Эльзас-Лотарингия» (1944). В мирное послевоенное время дважды (1945-1946 и 1959-1969) входил в состав правительства генерала де Голля. Увлечённый кинематографом, надеялся в 1935 в Москве экранизировать вместе с Эйзенштейном роман «Предназначение человека», но это ему не удалось. Ещё в 1941 в своём обширном эссе «Эскиз психологии кино» он доказывал, что современный роман и фильм подчиняются одинаковым законам. Он рассмотрел проблему «перехода к диалогу» и исследовал мифологическое пространство кинематографа. В Испании в сложных условиях войны снял свой единственный фильм «Sierra de Теruel» / «Теруэльская земля», переименованный позже в соответствии с названием романа «Надежда» (1945, снят в 1939). Мальро ещё не закончил съёмки, когда пала Барселона. Завершив работу во Франции, он не смог из-за цензуры выпустить фильм на экраны (это произошло в 1945). Правдивая и волнующая киноповесть, несмотря на определённый налёт литературности, по силе воздействия превосходит большинство репортажей и документальных лент времён гражданской войны. В ней ощущается влияние мастеров советского кино (Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Пискатора), но элегическая тональность роднит её с фильмом «Пайза» (1946), одним из шедевров неореализма.
В 1945 Андре Мальро удостоился приза Луи Деллюка за фильм «Надежда».
Андре Мальро.
IMDb: nm0540716.