СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Мельес, Жорж
МЕЛЬЕС (Méliès) Жорж (Georges) (Париж, 1861 - Париж, 1938), французский кинематографист. Не закончив средней школы, он вынужден был работать на обувной фабрике своего отца. В 1885, после женитьбы, переехал в Лондон, обучался искусству фокусника и изготовлению различных механизмов. Возвратившись в Париж, демонстрировал приобретённые навыки в музее «Гревен», увлёкся сатирической живописью и рисунками.
В 1888 Мельес приобрёл продававшееся с торгов здание театра «Робен Удэн» (находилось на бульваре Итальянцев, 8, и было снесено в 1923 при продлении бульвара Османн), где организовал представления магии, фокусника «великих иллюзий», небольших феерий и акробатики. Для новых трюков на сцене он сам изготовил необходимые приспособления. Представления нередко заканчивались демонстрацией разрисованных фотографий: Жорж Мельес готовился стать «отцом кинематографического спектакля».
Вскоре после знаменитого показа в действии аппарата Люмьера в «Гран Кафе» (28 декабря 1895) он обратился к Антуану Люмьеру с просьбой продать ему этот аппарат. Однако Люмьер от сделки отказался, предпочитая использовать «кинематограф» самостоятельно. Мельес не стал отчаиваться. По чертежам английского оптика Уильяма Пола, используя метод изолатографа, он изготовил собственный «кинетограф» и начал снимать фильмы, которые перфорировал вручную: «Садовник и шалун» / «Политый поливальщик», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», «Садовник, сжигающий траву» (1895). Эти первые фильмы не отличались оригинальностью и во многом копировали первые фильмы братьев Люмьер или же сводились к демонстрации различных фокусов.
Весомый вклад в развитие только что зародившегося седьмого искусства Мельес внёс в 1896, когда решил создать «кино в театральном зрелищном виде». Он снял трюковой фильм, назвав трюки «фантастическими снимками». «Разрыв плёнки, вызвавший остановку аппарата, которым я пользовался вначале, произвёл неожиданный эффект. В тот день, когда я просто фотографировал площадь перед Оперой, чтобы деблокировать плёнку и вновь запустить аппарат, потребовалась буквально минута. Естественно, что за эту минуту прохожие, омнибусы, машины переместились. Просматривая ленту, склеенную в месте разрыва, я вдруг увидел, что омнибус, следовавший по маршруту Мадлен - Бастилия, сменился катафалком и мужчины превратились в женщин. Трюк с заменой (так называемый «трюк с остановкой») был изобретён», - вспоминал Мельес. Основу его развлекательного кино составляла иллюзия, создаваемая комбинацией различных приёмов, перенятых у театра (машины, механизмы, макеты, манекены, пиротехника), но также и специфических кинематографических эффектов. Он применял трюк с остановкой камеры или двойное экспонирование (простое, многократное, на чёрном фоне, при помощи кашеты, затемнения); наконец, использовал расплывчатость изображения и даже съёмку в движении.
Смотреть фильм Жоржа Мельес "Путешествие на Луну". Цветной вариант, звуковое сопровождение «AIR». Качество видео - HD 1080p.
Стремясь добиться наибольшей зрелищности изображения, Мельес в 1897 построил в Монтрее-сюр-Буа свою киностудию, нечто среднее между фотографическим ателье (огромных размеров) и театральной сценой: помещение площадью 17 х 66 м. со стеклянной крышей, возвышавшейся на 6 метров над сценой, театральной ямой и машинами. Мельес теперь может дать простор своему воображению, и он не лишил себя этого удовольствия: 503 фильма произведено у него на студии!
Публика в полном восторге от этого «экстравагантного», смешного, нередко грубого кино, где действуют хитроумные машины («Исчезновение дамы в театре Робер-Удэна», «Человек с резиновой головой», 1901 «Путешествие на Луну»); она ослеплена киноновостями, созданными в студии Мельеса («Взрыв броненосца "Мэн"», 1898; «Коронование Эдуарда VII», 1902); временами за интригована («Дело Дрейфуса», 1899, «Цивилизация сквозь годы», 1908; «Поджигатели», 1905). Пресса нередко протестовала против фокусов Мельеса, назвав его «Коронование Эдуарда» не более чем театральной проделкой (что конечно, было правдой!).
«Насытить» кинематографическую программу театра «Робен Удэн» было нелегко, и Мельес «человек-оркестр» - выполнял множество функций: продюсера (в 1896 основал киностудию «Стар Фильм»), сценариста, постановщика, рабочего сцены, главного актёра (Мефистофель - его любимая роль), гримёра, декоратора, монтажёра, кинопрокатчика (продавал свои ленты организаторам ярмарочных развлечений). Полезность последней из названных профессий объяснялась-стремлением утвердиться за границей, в частности, в США (где интересы Жоржа Мельеса представлял его брат Гастон), так как его фильмы часто контратипировались и подделывались. У него была собственная лаборатория для проявления плёнки.
В то время уже развивалась индустрия кино, сценарии становились более разработанными, появилась хорошо оснащенная киностудия «Фильм д'Арт». Мельес же продолжал налаживать своё кустарное производство, превратив иллюзию в самоцель, но так и не сумев избавиться от театральных условностей. В результате бывший новатор устарел. После 1919 его ранее весьма продуктивная творческая деятельность постепенно затухает. В период с 1911 по 1913 он снимал свои последние фильмы для «Пате», в том числе «На завоевание полюса». После банкротства киностудии «Стар Фильм» Мельес открыл Эстрадный театр в Монтрее, которым руководил вместе со своей семьей во время войны и вплоть до 1923. Совершенно разорившийся и забытый почитателями два года спустя он открыл лавку игрушек на вокзале Монпарнас. «В 1928 его нашли журналисты, назвав предвестником и поэтом. Для «предка» организовали празднество, его наградили и в 1932 поместили в довольно жалкий дом для престарелых в замке "Орли"» (Ж. Садуль). Умер этот беспокойный человек 21 января 1938 в госпитале Леопольда Беллана.
Жорж Мельес с женой Жанна д'Альси в магазине игрушек.
Мельес был в своё время связующим звеном между театром и кино, неутомимым новатором, а потом вышел из моды и оказался совершенно забыт. Однако в истории он навсегда останется изобретателем развлекательного кино. Гийом Аполлинер говорил: «Господин Мельес и я занимались практически одним и тем же делом: воспевали вульгарную материю».
Фильмы: в настоящее время выявлено более 500 фильмов, среди которых относящиеся к 1896:
- «Партия в карты»
- «Сеанс преображений»
- «Прекрасная шутка старьёвщика»
- «Неудачный побег дезертира»
- «Площадь Бастилии»
- «Усадьба дьявола»
- «Исчезновение дамы в театре "Робер-Одэн"»
1897:
- «Шико, американский дантист»
- «Кортеж откормленного быка, убранного лентами, проходящий через площадь Согласия»
- «Воображаемый больной»
- «Галлюцинации алхимика»
- «Воздушный бой в Греции»
- «Кабинет Мефистофеля»
1898:
- «Дьявольская магия»
- «Фантасмагорический иллюзион»
- «Умный человек»
1899:
- «Похороны Феликса Фора»
- «Христос, идущий по волнам»
1901:
- «Красная шапочка»
- «Микроскопическая танцовщица»
1902:
- «Извержение вулкана на Мартинике»
- «Путешествие на Луну»
1903:
- «Адский (танец) кекуок»
- «Фауст в преисподней»
- «Чудо во времена Инквизиции»
- «Дама-призрак»
- «Меломан»
- «Адский котёл»
1905:
- «Живые карты»
1906:
- «Маэстро До Ми Соль До»
- «Ожившие мыльные пузыри»
- «400 проделок дьявола»
1907:
- «Двадцать тысяч лье под водой»
1908:
- «Гений огня»
- «Фея-стрекоза»
1909:
- «Живая кукла»
- «Фантастическая гидротерапия»
1911:
- «Галлюцинации барона Мюнхгаузена»
1912:
- «Золушка»
- «На завоевание полюса»
Жорж Мельес.
IMDb: nm0617588.