СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Офюльс, Макс

Макс Офюльс

ОФЮЛЬС (Ophüls) Макс (Max) (настоящая фамилия Оппенгеймер, Oppenheimer) (Сарребрюк, 1902 - Гамбург, 1957), французский кинематографист немецкого происхождения. Художник, творчество которого не было должным образом оценено современниками, но посмертная его слава только возрастает. Творец в прямом смысле слова, на протяжении всей своей насыщенной жизни в искусстве он утверждал свой стиль, своё видение мира. Мастер всеобъемлющей выразительности, он сумел перенести на экран свой опыт театральный работы, глубокую культуру, феерическое воображение и страстное желание постичь глубину поэзии. К нему подходят слова, сказанные Гете о Моцарте: «Во всех его произведениях скрыта такая созидательная сила, которую черпают поколение за поколением, истощить и истребить которую не так-то просто».

Его творческий путь в кино можно разделить на четыре этапа. После десяти лет плодотворной работы в театре, будучи одним из самых признанных немецких режиссёров, работающих за рубежом (он ставил пьесы Шекспира, Мольера, Ибсена, Бернарда Шоу, Верди, Оффенбаха, Иоганна Штрауса и др.), он обратился к седьмому искусству с приходом звука в кино и сразу же утвердил себя зрелым мастером, сняв фильмы: «Проданная невеста» (прелестная экранизация оперетты Б. Сметаны) и «Флирт» (по пьесе Артура Шницлера). Уже эти работы выявили характерные особенности творческой манеры, которой присущ яркий романтизм, любовные хитросплетения, чувство острой ностальгии и обречённости, где нет места для вычурно-барочного. Напротив, чувства классически сдержанны и возведены в высшую степень искусства благодаря изяществу формы, которая подчёркивается весьма умелым применением техники съёмки движущейся камерой.

Затем Офюльс, еврей по происхождению, вынужден был покинуть Германию и обосноваться во Франции. Ему было нелегко прижиться в чужой стране. Фильмы, снятые в этот период, трудно назвать безукоризненными, но отказать им в динамичности, жизненной силе и грустном юморе невозможно («Божественная», «Нежный враг», «Вертер» / «Роман Вертера», «Без завтрашнего дня» / «Без завтра» и «От Майерлинга до Сараево»). К этому же периоду относится его работа в Италии, где он снял мелодраму «Синьора во всём» / «Женщина для всех», и в Голландии, где он выпустил яркую, выразительную ленту «Комедия денег» / «Комедия о деньгах». Оба фильма технически и художественно не вполне совершенны, но они, без сомнения, свидетельствуют о редком свойстве автора хорошо ориентироваться в новой обстановке.

В 1940 в связи с немецкой оккупацией Франции его ждала новая ссылка, на этот раз в США, где Офюльсу предстояло приспособиться к другому языку, культуре, новому техническому уровню. В 1946 после нескольких трудных лет творческих неудач он, наконец, приступил к съёмкам фильма «Вендетта» (по приглашению Говарда Хагса), но через несколько дней был изгнан со съёмочной площадки. Началом американского периода можно считать фильм «Изгнанник» (1947), за которым последовала выдающаяся картина «Письма незнакомки» по новелле Стефана Цвейга, вдохновившего его не меньше, чем некогда Шницлер.

Даниель Даррьё и Макс Офюльс

Даниель Даррьё и Макс Офюльс. Берлин, 1954.

По возвращении в 1950 во Францию его талант во всём блеске раскрылся в «Карусель», новеллы которого полны фривольности, оттенённой волной живого юмора. После этого он снял фильм «Удовольствие» (др. «Наслаждение») - изысканную экранизацию трёх рассказов Мопассана (один из которых - «Заведение Телье» - трансформировался в трогательное сельское рондо). Затем на экраны вышел фильм «Мадам де...» - образец высочайшего мастерства режиссёра, начавшего картину в стиле водевиля конца прошлого столетия и завершившего её глубокой трагедией (Даниель Даррьё, бывшая всего лишь привлекательной в двух предыдущих картинах, в последнем фильме поистине великолепна). И, наконец, фильм «Лола Монтес» - светлый гимн любви, пламенная оратория, в которой сценическое искусство вышло на качественно новый виток и приобрело нравственный характер: здесь в едином мелодическом ключе решаются разрозненные до этого темы. Сначала картину предали (в буквальном смысле) анафеме, и только после множества перипетий она была реабилитирована молодой критикой, которая, по достоинству оценив смелость трактовки цвета и новаторство работы с кинескопом, причислила эту работу Макса Офюльса к самым выдающимся и дорогим фильмам авангарда. Для режиссёра же этот фильм стал лебединой песней. Вскоре, успев ещё поставить в Германии фильм «Женитьба Фигаро», он умер от ревматизма сердца.

Часто в качестве эпитафии к творчеству Офюльса приводят фразу, произнесённую Лолой Монтес в одноимённом фильме: «Жизнь для меня - это движение». Движение, без которого нет изменения форм, биения сердца, развития общества. От пленительных вальсов фильма «История любви» к удивительной мелодичности «Мадам де...», от манежа в фильме «Карусель» к феерическому турникету, в центре которого предстаёт «Лола Монтес», через утонченные арабески («Письма незнакомки») проводит он бесконечную линию, создавая диаграмму вечного движения, близкую к идеальной окружности.

Фильмы:

Макс Офюльс

Макс Офюльс на съёмках фильмов. Кадр из фильма «От Майерлинга до Сараево» (1940, фото "A").

IMDb: nm0649097.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика