СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Полиньи, Серж де
ПОЛИНЬИ (Poligny) Серж де (Serge de) (Париж, 1903 - Сен-Клу, 1983), французский кинематографист. Как и Альбер Валентен или Эдмон Т. Гревиль, относится к той плеяде скромных мастеров, которые на переломном этапе в 30-40-е обогатили французское кино поэтическими произведениями. После учёбы в Парижской школе изящных искусств Серж де Полиньи работал декоратором, затем постановщиком на французских студиях компании «Парамаунт». Его режиссёрская карьера началась с фильма «Пикантная брюнетка» (др. «Колкая брюнетка», 1932), но настоящим дебютом стал фильм «Асы ипподрома» (1932). С 1932 работал в Берлине на UFA, где снимал по принятой в то время системе французские версии немецких лент: «Выстрел на рассвете» (1932), «Вы будете моей женой» (1932), «Соперники по трассе» (1932), «Звезда Валенсии» (1933), «Золото» (1934, совместный с Карлом Хартлем). Его первой самостоятельной работой стал фильм «Клодин в школе» (др. «Клодина в школе», 1937) по мотивам произведений Колетт и Вилли. Во время войны увидели свет его лучшие фильмы: «Барон-призрак» (1943, сценарий и диалоги к нему по анонимному источнику написал Жан Кокто, он же сыграл «роль» барона) и «Невеста тьмы» (1945). В этих картинах удалось создать пронзительную атмосферу поэтической тайны. Фильм «Невеста тьмы» - одна из редких лент, воскресившая древнюю историю ереси катаров. В фильме «Реки» (др. «Поток», 1947) автор продолжил поиски выразительного пластического языка, но так и не достиг каллиграфической отточенности предыдущих произведений военного времени.
В 1949 снял фильм «Жажда мужчин», повествующий о колонизации Алжира французами, где очень тактично и осторожно, не оскорбляя национальных чувств местного населения, сильно политизированного ещё в 30-е, были затронуты довольно острые проблемы. Фильм можно назвать показательным, завершающим период наивного восприятия колониализма. Его можно сравнить с произведением алжирца Ламине Мербаха «Изгнанники» (1976), в котором такой же сюжет развивается с радикально противоположной точки зрения. Серж де Полиньи завершил свою карьеру в кино, сняв документальный, короткометражный фильм «Армия спасения» (1954, вышел в 1955).
Поль Поли, Серж де Полиньи и Александр Дреа на съёмках фильма «Асы ипподрома» (1932).
Серж де Полиньи и Тед Паль (оператор) на съёмках фильма «Асы ипподрома» (1932).
Марк Эли (сценарий), Сен-Гранье (сценарий) и Серж де Полиньи на съёмках фильма «Асы ипподрома» (1932).
Александр Дреа, Тед Паль, Серж де Полиньи и Поль Поли на съёмках фильма «Асы ипподрома» (1932).
IMDb: nm0689132.