СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Превер, Жак
ПРЕВЕР (Prévert) Жак (Jacques) (Нёйли-сюр-Сен, 1900 - Омонвиль-ла-Рог, 1977), французский поэт и сценарист. Невозможно переоценить его вклад в искусство кино в период с 1932 по 1946. В каждом фильме, к которому он написал сценарий, проявляется его индивидуальность. Отец Превера был смотрителем «Общества содействия беднякам» в Париже, президентом которого был его дед - строгий католик и роялист. Жак посещал свободную школу и церковь. Видимо, там берет начало дух атеизма и антиклерикализма, проявившийся впоследствии в его творчестве. Его младший брат, Пьер Превер, был уже режиссёром, когда Жак Превер работал продавцом в универмагах. С 1921 по 1922 проходил военную службу в Константинополе, где подружился с Марселем Дюамелем и Ивом Танги. В 1925 это трио влилось в ряды сюрреалистов, а в 1928 Превера, как постоянного нарушителя дисциплины, торжественно исключают оттуда. Как раз в это время вместе с братом Пьером и Марселем Дюамелем он приступил к съёмкам первого фильма «Париж - Экспресс», который будет завершён только в 1959 под названием «Красавец Париж». В 1930-31 Превер работал в «Argus de la presse», играл незначительные роли в кино, принимал участие в создании рекламных роликов Поля Гримо. Он пробовал писать для прессы, но его статьи практически не печатали, невероятная литературная слава придёт к нему только после 1946. В период с 1932 по 1936 Превер был поглощён работой в творческой группе «Октябрь», политизированном агитационно-пропагандистском прокоммунистическом театре, где выступал одновременно в роли автора и исполнителя. Под руководством брата Пьера Превера группа «Октябрь» сняла фильм «Дело в шляпе» (1932) - исключительно удачное новообразование, состоящее из бессмысленной феерии, воинствующего бурлеска и комического сюрреализма, которое во французской кинопродукции стоит особняком, как, например, картина Виго «Ноль за поведение». Так было положено начало блестящей кинематографической карьере Жака Превера. Вместе с Жаном Ренуаром они сделали фильм «Преступление господина Ланжа» (1935). Сотрудничество было полезно для обоих авторов, они многому научились друг у друга, не поступившись при этом своими творческими принципами. Фильмы: «Дженни» (1936) и «Забавная драма» (др. «Странная драма», 1937) - положили начало творческому тандему Превер - Карне, который в течение 10 следующих лет работал в русле поэтического реализма. Благодаря картине «Дети райка» (1945), визитной карточке французского кино, диалоги которой полны блестящего остроумия, глубоких чувств, язвительной иронии и изысканности, этот жанр достиг своего апогея. Они же (Превер и Карне) стали свидетелями и заката «поэтического реализма» (фильм «Мария из порта», 1950), в трагической атмосфере которого раскрылись лучшие стороны таланта Жана Габена. Как некогда Ренуар, Жан Гремийон остановил свой выбор на сценариях Превера («Буксиры», 1941, снят в 1934-40; «Летний свет», 1943) с их особой материальной осязаемостью, лучезарностью и жизнерадостностью, которые у Карне подавлялись тяжестью неотвратимой судьбы. После 1948 Превер, сценарист, автор диалогов, художественный консультант и рассказчик, одновременно работал над короткометражными фильмами и мультипликационными лентами для детей. Вся эта деятельность, независимо от относительной художественной ценности, притупляла его поэтическое видение. С 1961 по 1968 вместе с братом Пьером он работал на ТВ. Превер признался, что из всего созданного ему больше всего дороги фильмы: «Дело в шляпе» и «Дети райка». Верный выбор, который помогает нам определить три источника его кинематографического вдохновения: сюрреализм, театр и народная поэзия.
В 1947 Жак Превер был выдвинут на премию «Оскар» в номинации "Лучший оригинальный сценарий" для фильма «Дети Райка» (1945).
Жак Превер и Жан Габен. 1950
Фильмы:
- «Воспоминания о Париже» / «Париж-Экспресс» [переименованный в 1959 в «Красавец Париж»] (П. Превер и М. Дюамель, 1928)
- «Дело в шляпе» (П. Превер, 1932)
- «Тенериф» (И. Аллегре, 1932)
- «Как рыба» / «Немой из Марселя» (К. Эйман, 1933)
- «Охота на кита» (Лу Бонен, 1934, текст / песня)
- «Жители Обервиля» (Э. Лотар, 1945, комментарий, стихи)
- «Маленький солдат» (П. Гримо, 1947)
- «Бим-маленький ослик» (А. Ламорис, 1949)
- «Мёртвые листья» (песня, 1950)
- «Сена встретила Париж» (др. «Сена встречает Париж», Й. Ивенс, 1957, поэма)
- «Париж ест свой хлеб» (П. Превер, 1958)
- «Голод в мире» (П. Гримо, 1958)
- «Примитивы из 13-го века» (Р. Бильбо, 1959)
- «Маленький цирк-шапито» (Й. Ивенс, 1963, поэма)
Полнометражные:
- «Балейдье» (Жан Мами, 1932)
- «Сибулет» (К. Отан-Лара, 1933)
- «Гостиница свободного обмена» (др. «Отель свободного обмена», М. Аллегре, 1934)
- «Мой партнёр, мистер Дэвис» (Отан-Лара, 1934)
- «Если бы я был шефом» (др. «Если бы я был начальником», Р. Потье, 1934)
- «Редкая птичка» (др. «Редкая пташка», Потье, 1935)
- «Молодость прежде всего» (К. Стелли, 1935)
- «Преступление господина Ланжа» (Ж. Ренуар, 1935)
- «Дженни» (др. «Женни», М. Карне, 1936)
- «Мутоннет» (др. «Мутоне», Рене Сти, 1936)
- «Забавная драма» (др. «Странная драма», Карне, 1937)
- «Дело курьера из Лиона» (др. «Дело лионского курьера», М. Леман и К. Отан-Лара, 1937)
- «Набережная туманов» (Карне, 1938)
- «Беглецы из Сент-Ажиля» (Кристиан-Жак, 1938)
- «Эрнест-мятежник» (др. «Мятежный Эрнест»», Кристиан-Жак, 1938)
- «День начинается» (Карне, 1939)
- «Буксиры» (Ж. Гремийон, 1941, снят в 1939-41)
- «Женщина в ночи» (др. «Женщина ночью», Э. Т. Гревиль, 1941)
- «Солнце всегда право» (П. Бийон, 1941)
- «Ночные посетители» (др. «Вечерние посетители», Карне, 1942)
- «Летний свет» (Гремийон, 1943)
- «Прощай, Леонард» (П. Превер, 1943)
- «Дети райка» (Карне, 1945)
- «Колдовство» (др. «Заклинания», Кристиан-Жак, 1945)
- «Врата ночи» (Карне, 1946)
- «Удивительное путешествие» (др. «Неожиданное путешествие», П. Превер, 1947)
- «Ноев Ковчег» (А. Жак, 1947)
- «Веронские любовники» (др. «Любовники Вероны», А. Кайат, 1949)
- «Потерянные сувениры» (др. «Потерянные воспоминания», Кристиан-Жак, 1950)
- «Мария из порта» (др. «Мари из порта», Карне, 1950)
- «Пастушка и трубочист» (Гримо, 1953)
- «Собор Парижской Богоматери» (К. Деланнуа, 1956)
- «Избранные любовные истории» (др. «Знаменитые любовные истории», М. Буарон, 1961)
Незаконченные фильмы и неиспользованные сценарии:
- «Баладар» (А. Винье, 1930, проект не закончен)
- «Юноша из богатой семьи» (Э. Лотар, 1930, не вышел в прокат)
- «Эмиль Эмиль» / «Трефы на четырёх картах» (Пьер Бачев, 1930, прервана работа)
- «Внимание к факиру», (1930, не снят)
- «Медор» / «Собака, которая служит» (1933, отклонён продюсером)
- «Часть деревни» (не снят)
- «Доброй ночи, капитан» (1936, не снят, прозвучал на радио в 1948)
- «Раннее утро» (Ж. де Лимюр, затем Э. Гремийон, 1937, проект не закончен)
- «Метро-фантом» (1937, не снят)
- «Король кемпинга» (А. Серф, 1938, не вышел в прокат)
- «Адский поезд» (Карне, затем Гремийон, 1938, не вышел в прокат)
- «Улица добродетелей» (Карне, 1938, не вышел в прокат)
- «Блуждающие огоньки» (Б. Дешан, 1939, не вышел в прокат)
- «Барон Крак» (Ренуар, 1939, проект прерван из-за войны)
- «Как тростинка на ветру» (М. Аллегре, 1942, не вышел в прокат)
- «Волшебный фонарь» / «День ухода» (Карне, 1942, проект не завершён)
- «Сильвия и призрак» (Гремийон, 1943, проект забрал Альфред Адам, автор пьесы)
- «Гекатомб» / «Дамоклов меч» (П. Превер, 1947, проект не закончен в связи с несчастным случаем, произошедшим с Жаком Превером)
- «В расцвете лет» (Карне, 1947, фильм не вышел в прокат из-за отсутствия финансирования спустя три месяца после завершения съёмок)
- «Подвалы Ватикана» (Ив Аллегре, 1949, не вышел в прокат)
- «Для зелёного дьявола» (Ноэль Ховард, 1954, не вышел)
Жак Превер.
IMDb: nm0699535.