СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Рукье, Жорж
РУКЬЕ (Rouquier) Жорж (Georges) (Люнель-Вьель, 1909 - Паршж, 1989), французский кинематографист. Трудовую деятельность начал подручным в типографии, затем работал линотипистом. С юных лет интересовался кино и с восторгом открывал для себя шедевры Чаплина, Флаэрти, де Миля, Эйзенштейна и Довженко. Узнав о том, что Эжен Дело снял свой первый фильм за весьма умеренную сумму, Рукье (увлечённый в то время фотографией и механикой) купил себе подержанную камеру и, не долго думая, снял у себя на родине фильм «Сбор винограда» (ныне утраченный). С наступлением эры звуквого кино Рукье освоил новую технику работы, не порывая при этом с профессией линотиписта. После долгих лет учений появился фильм «Бочар», знаменовавший собой первые уверенные шаги кинематографиста, который некогда не сделает себе карьеру на этой ниве. В Люнеле он снял процесс изготовления бочки ремесленником. Как и герой (живущим в привычном для него контексте), так и жесты, сопровождающие его работу, выбраны и воспеты Рукье с абсолютной точностью, что достигнуто в процессе терпеливого общения режиссёра со своим персонажем. Фильм «Бочар» был премирован в 1943, после чего продюсер Этьен Лалье доверил постановку фильма «Каретник», в котором внимание опять-таки заостряется на персонаже и его работе. Оказывается, даже изготовление колеса представляет собой целую науку. Рукье создал этюды и о других ремёслах, познавая действительность с ближайшего расстояния и каждый раз всё более углубляясь в тему. Снимая фильм «Медник», он выяснил, каким образом под воздействием насущной необходимости ремесленная традиция приобретает индустриальный размах; в фильме «Кузнец» (премия «Сезар» в 1978 за лучший короткометражный документальный фильм) наглядно продемонстрировал эволюцию технологии оковки тягловых животных от античности до наших дней. Однако Рукье не ограничился рамками одного жанра. Полнометражный фильм «Фарребик» / «Фарребик, или Времена года» (первый и наиболее известный) наметил третий поворот в творчестве кинематографиста, озабоченного поисками решения животрепещущих проблем. С одной личности, бывшей в центре его работ, он переключился на сообщество. Его заинтересовала крестьянская семья, продолжавшая жить в условиях автаркии, несмотря на ставшее особенно заметным после войны преобразование сельского уклада жизни. События фильма «Фарребик», канва которого соткана из незначительных событий повседневной жизни, её радостей и трудов, разворачиваются на фоне смены времён года. Основным повествовательным стержнем стала идея о жизненной необходимости работы на полях и фермах. Затрагиваются проблемы электрификации ферм и сохранения природного наследия. «Фарребик» - это современный образец «георгики», в которой Рукье достиг высочайшего уровня. Этот фильм и сейчас продолжает вызывать живую полемику в критике. Несмотря на то, что эта лента не была допущена к официальному отбору фильмов для Первого Международного кинофестиваля в Каннах, она всё же получила Главный приз международной критики (1946). Автор хотел продолжить «Фарребик», но из этой идеи ничего не получилось. Последовал возврат к съёмкам среднеметражных и короткометражных фильмов. Фильм «Научный труд Пастера» (в соавторстве с Жаном Пенлёве) отразил интеллектуальные поиски человека, жизнь которого подчиняется стереотипам, и показал борьбу одиночки-новатора с научным миром своего времени. Фильма «Соль земли», излагающий эволюцию Камарга, открытие которого по праву принадлежит Флаэрту, наряду с фильмом «Мальговер» (совместный с Даниелем Леконтом), повествующем о сооружении плотины в Тинне и предсказавшем трагические последствия этого строительства, являются образцовыми работами. Фильм «Кровь и свет» - второе, неудачное, обращение автора к полнометражному формату (произвольная фабула, сомнительное распределение ролей). Однако неудача не обескуражила автора. Рукье снял подряд три фильма, вошедшие в число его лучших работ. Ему удалось выразить смысл существования Артура Хонеггера в проницательном портрете, передающем терзания музыканта в поисках вдохновения, а также моменты гениального озарения человека, который за один вечер формулирует важнейшие мысли, определяющие суть его искусства и назначение человеческой жизни. В 1954 Рукье и его оператору Альберу Вигье («Лурд и его чудеса») удалось обозначить составляющие феномена, который вскоре станет именоваться «естественное кино»: небольшая и мобильная съёмочная группа, камера на плече, естественный звук. Эта техническая дерзость позволяет оперативно и ловко исследовать ситуации, которые обычно скрыты или отличаются особенной непристойностью. Таким образом Рукье создаёт открытый триптих о деградации нравственности, страдании и разгуле ужаса, выздоровлении, возмущённом вопрошании, безумии и торговле святынями. Затем появился фильм «SOS Норона», воскрешающий деятельность группы радиомехаников маленького бразильского острова, которые вели полет Мермоза во время одного из почтовых рейсов. Рукье продолжает работать, однако очередная финансовая возможность снять полнометражный фильм подворачивается лишь через 25 лет, когда он получает денежную предоплату из США. Благодаря чему вышел на экраны задуманный 37 лет назад фильм «Бикфар» (Главный специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Венеции в 1983), ставший продолжением фильма «Фарребик». За истекший период многое изменилось, поэтому новая картина получилась совершенно иной. Канва, составленная из различных маленьких историй, главная из которых восходит к фильму «Фарребик», приводит гуманиста Рукье к удручающим выводам относительно той ситуации, в которой находится современное французское земледелие. Обрабатываемая земля превращена в орудие труда, люди и животные подчинены неестественным ритмам, что в конечном итоге ставит на повестку дня фундаментальную проблему рационального использования земли. Никакое пристрастие к прошлому не способно ослабить силу пылкого негодования, которое возрастает по мере продвижения обстоятельного исследования и выявления новых фактов. В фильме «Бикфар» форма находится в полной гармонии с содержанием, а творческая манера кинематографиста, в которой монтаж - главная фаза работы над фильмом, приводящая в окончательное соответствие визуальные и звуковые составляющие, - достигает, с точки зрения автора, полного совершенства.
Жорж Рукье. 1969
Мифам суждена нелёгкая жизнь, а во Франции - даже в большей мере, нежели за её пределами. Рукье ещё долгое время будет оставаться автором единственного фильма «Фарребик». Однако исследователи начинают открывать, что у него было множество плодотворных работ, свидетельствующих о неукротимой воле мастера и непоколебимой верности своему кредо.
Фильмы короткометражные и среднеметражные:
- «Сбор винограда» (1929)
- «Бочар» (1942)
- «Каретник» (1942)
- «Сторона ребёнка»
- «Экономия металлов» (1943)
- «Научный труд Пастера» (совместный с Ж. Пенлёве,
19481947) - «Медник» (1949)
- «Соль земли» (1950)
- «Лицей на холме» (1950)
- «Обычный день» (1952)
- «Мальговер» (совместный с Д. Леконтом, 1952-53)
- «Артур Хонеггер» (1954-55)
- «Чёрный зверь» (1955)
- «Сапожник из Валь-де-Луар» (сопродюсер, 1957)
- «Красивый страх» (1958)
- «Щит» (1960)
- «Сир ле Руа больше ничего не сказал» (Канада - Франция, 1963)
- «Кузнец» (1977)
Полнометражные:
- «Фарребик» (др. «Фарребик, или Времена года», 1946)
- «Кровь и свет» (1953)
- «Лурд и его чудеса» (1955)
- «SOS Hoрона» (1957)
- «Бикфар» (
19841983)
IMDb: nm0745801.