СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Шаброль, Клод

Клод Шаброль

ШАБРОЛЬ (Chabrol) Клод (Claude) (Париж, 1930 - Париж, 2010), французский кинематографист. Критик и пресс-атташе литературного издания «Cahiers du cinéma», в 1958 на деньги, полученные в наследство, снимает первый фильм «Красавчик Серж», который в сложившихся к тому времени обстоятельствах становится манифестом движения «новой волны». Картина неумелая, неубедительная и в то же время не вполне свободная от христианского нравоучения, но недорогая по затратам (съёмки проходили в городке Крёз провинции Сардан, где Шаброль провёл часть своего детства) и шагнувшая за нормативные рамки (коммерческие и профессиональные), установленные во французском кино.

Первые фильмы Шаброля (для которых он часто писал сценарии совместно с Полем Жегофом, бывшим его компаньоном до 1976) обнаружили колебания, вызванные затруднением в отыскании возможности повлиять на мир, который кинематографист рисует с помощью насмешки, злобы и гипнотического ослепления, отображая глупость и посредственность как буржуазии («На двойной оборот» / «На двойной поворот ключа»), так и народных масс («Милашки»). После нескольких безликих картин, сделанных в стилистике режиссёров «новой волны», Шаброль выходит на собственную стезю и ориентируется на создание разоблачительной хроники процветающей Франции 70-х. Между фильмами «Самки» (др. «Лани», 1968) и «Нада» (1974) он последовательно создаёт свою маленькую «человеческую комедию», исполненную сарказма и блеска. Созданная по собственным сценариям или на основе полицейских романов, большая часть снятых им фильмов (снимает Шаброль быстро - по два фильма каждый год в течение трёх лет, 1969-1971 ), с участием таких серьёзных артистов, как, Стефан Одран, Жан Ян, Мишель Буке, завоёвывает успех, как например, фильмы: «Неверная жена», «До начала ночи» / «Перед тем, как опустится ночь» и «Мясник».

Изображая размах и убогость буржуазной жизни, он срывает с неё покров вежливости, соскребает глянец учтивости, нарушает порядок существования как приобщённых к культуре, так и обычных людей, населяющих апартаменты 14-го округа Парижа, внося в их жизнь страсть - инстанцию дезорганизующую и преступление, под предлогом предотвращения которого можно устанавливать жёсткие правила в людском муравейнике. Шаброль провоцирует разлад, чтобы затем с наслаждением закоренелого моралиста-пуританина наблюдать за ходом событий и подсчитывать нанесённый ущерб. Для его лучших картин нехарактерна динамичность действия: лирическая структура является лишь видимостью, которая маскирует их протокольную природу, сухо фиксирующую события. Поставленные в ряд один за другим, они представляют собой «фактическую декомпозицию» общества, ставшего жертвой роскоши и лицемерия.

После 1974 преемственность сюжетов нарушилась. Фильмы утратили лучшее из творческого достояния Шаброля - блеск и едкую резкость. Он переключился на коммерческие проекты, но ни одно из произведений, созданных в течение последующих десяти лет, не получило признания: ни фильм «Кровные узы» (снятый в Канаде), ни фильм «Виолетта Нозьер» (одна из редких проб работы на материале минувших времён, очевидно, оказавшихся трудными для режиссёра, чьё вдохновение питалось событиями настоящего времени), ни «Конь гордыни» (неудачная и популяризированная экранизация бестселлера Пьера Жаке Элиаса). Вновь обращаясь к язвительному и опустошающему «провинциальному детективу», жанру, в котором Шаброль достигает вершин мастерства, он находит в лице Жана Пуаре идеального исполнителя роли маниакального и анархиствующего инспектора («Цыплёнок в уксусе» / «Назойливый полицейский» и «Инспектор Левардэн» / «Инспектор Лаварден»). Фильм «Женское дело» (1988) возвращает зрителя в Париж времён глубокой немецкой оккупации и повествует о мужской нетерпимости по отношению к женщинам, тогда как фильм «Доктор М.» (1990) является современной и довольно циничной версией «Мабюза» Фрица Ланга.

Фильмы:

Клод Шаброль

Клод Шаброль.

 

Клод Шаброль

Клод Шаброль на съёмках фильмов: «Призраки шляпника» (1982, фото "A"), «Крик совы» (1987, фото "B").

 

Клод Шаброль

Клод Шаброль на съёмках фильмов: «Ад» (1994, фото "A"), «Ставки сделаны» (1997, фото "B").

IMDb: nm0001031.


Главная | Опросы | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика