СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Шаброль, Клод
ШАБРОЛЬ (Chabrol) Клод (Claude) (Париж, 1930 - Париж, 2010), французский кинематографист. Критик и пресс-атташе литературного издания «Cahiers du cinéma», в 1958 на деньги, полученные в наследство, снимает первый фильм «Красавчик Серж», который в сложившихся к тому времени обстоятельствах становится манифестом движения «новой волны». Картина неумелая, неубедительная и в то же время не вполне свободная от христианского нравоучения, но недорогая по затратам (съёмки проходили в городке Крёз провинции Сардан, где Шаброль провёл часть своего детства) и шагнувшая за нормативные рамки (коммерческие и профессиональные), установленные во французском кино.
Первые фильмы Шаброля (для которых он часто писал сценарии совместно с Полем Жегофом, бывшим его компаньоном до 1976) обнаружили колебания, вызванные затруднением в отыскании возможности повлиять на мир, который кинематографист рисует с помощью насмешки, злобы и гипнотического ослепления, отображая глупость и посредственность как буржуазии («На двойной оборот» / «На двойной поворот ключа»), так и народных масс («Милашки»). После нескольких безликих картин, сделанных в стилистике режиссёров «новой волны», Шаброль выходит на собственную стезю и ориентируется на создание разоблачительной хроники процветающей Франции 70-х. Между фильмами «Самки» (др. «Лани», 1968) и «Нада» (1974) он последовательно создаёт свою маленькую «человеческую комедию», исполненную сарказма и блеска. Созданная по собственным сценариям или на основе полицейских романов, большая часть снятых им фильмов (снимает Шаброль быстро - по два фильма каждый год в течение трёх лет, 1969-1971 ), с участием таких серьёзных артистов, как, Стефан Одран, Жан Ян, Мишель Буке, завоёвывает успех, как например, фильмы: «Неверная жена», «До начала ночи» / «Перед тем, как опустится ночь» и «Мясник».
Изображая размах и убогость буржуазной жизни, он срывает с неё покров вежливости, соскребает глянец учтивости, нарушает порядок существования как приобщённых к культуре, так и обычных людей, населяющих апартаменты 14-го округа Парижа, внося в их жизнь страсть - инстанцию дезорганизующую и преступление, под предлогом предотвращения которого можно устанавливать жёсткие правила в людском муравейнике. Шаброль провоцирует разлад, чтобы затем с наслаждением закоренелого моралиста-пуританина наблюдать за ходом событий и подсчитывать нанесённый ущерб. Для его лучших картин нехарактерна динамичность действия: лирическая структура является лишь видимостью, которая маскирует их протокольную природу, сухо фиксирующую события. Поставленные в ряд один за другим, они представляют собой «фактическую декомпозицию» общества, ставшего жертвой роскоши и лицемерия.
После 1974 преемственность сюжетов нарушилась. Фильмы утратили лучшее из творческого достояния Шаброля - блеск и едкую резкость. Он переключился на коммерческие проекты, но ни одно из произведений, созданных в течение последующих десяти лет, не получило признания: ни фильм «Кровные узы» (снятый в Канаде), ни фильм «Виолетта Нозьер» (одна из редких проб работы на материале минувших времён, очевидно, оказавшихся трудными для режиссёра, чьё вдохновение питалось событиями настоящего времени), ни «Конь гордыни» (неудачная и популяризированная экранизация бестселлера Пьера Жаке Элиаса). Вновь обращаясь к язвительному и опустошающему «провинциальному детективу», жанру, в котором Шаброль достигает вершин мастерства, он находит в лице Жана Пуаре идеального исполнителя роли маниакального и анархиствующего инспектора («Цыплёнок в уксусе» / «Назойливый полицейский» и «Инспектор Левардэн» / «Инспектор Лаварден»). Фильм «Женское дело» (1988) возвращает зрителя в Париж времён глубокой немецкой оккупации и повествует о мужской нетерпимости по отношению к женщинам, тогда как фильм «Доктор М.» (1990) является современной и довольно циничной версией «Мабюза» Фрица Ланга.
Фильмы:
- «Красавчик Серж» (
19591958) - «Кузены» (1959)
- «На двойной оборот» (др. «На двойной поворот ключа», 1959)
- «Милашки» (1960)
- «Ухажёры» (
19601961) - «Семь смертных грехов» (
19621961) - «Ландрю» (
19621963) - «Око лукавого» (1962)
- «Офелия» (1963)
- «Самые прекрасные плутовства в мире» (др. «Самые прекрасные мошенничества в мире», новелла, 1964)
- «Тигр любит свежее мясо» (1964)
- «Париж глазами...» (др. «Париж глазами шести», 1965)
- «Мари Шанталь против доктора Ка» (др. «Мари Шанталь против доктора Ха», 1965)
- «Тигр душится динамитом» (1965)
- «Демаркационная линия» (1966)
- «Скандал» (1967)
- «Дорога в Коринф» (1967)
- «Самки» (др. «Лани», 1968)
- «Неверная жена» (1969)
- «Пусть зверь умрёт» (1969)
- «Мясник» (1970)
- «Разрыв» (1970)
- «До начала ночи» (др. «Перед тем, как опустится ночь», 1971)
- «Чудовищная декада» (1971)
- «Доктор Пополь» (др. «Высокие каблучки», 1972)
- «Красная свадьба» (др. «Кровавое распутство», 1973)
- «Нада» (1974)
- «Приятная часть» (др. «Вечер удовольствий», 1975)
- «Невинные с грязными руками» (1975)
- «Волшебники» (др. «Кудесники», 1976)
- «Буржуазные страсти» («Буржуазные причуды» / «Безумия буржуазии», 1976)
- «Алиса, или Последний побег» (1977)
- «Кровные узы» (1978)
- «Виолетта Нозьер» (1978)
- «Конь гордыни» (1980)
- «Призраки шляпника» (1982)
- «Чужая кровь» (телевизионный, 1984)
- «Цыплёнок в уксусе» (др. «Назойливый полицейский», 1985)
- «Инспектор Левардэн» (др. «Инспектор Лаварден», 1986)
- «Маски» (1987)
- «Крик совы» (1987)
- «Женское дело» (1988)
- «Тихие дни в Клиши» (1990)
- «Доктор М.» (1990)
- «Мадам Бовари» (1991)
- «Бетти» (1992)
- «Око Виши» (документальный, 1993)
- «Ад» (1994)
- «Церемония» (др. «Церемония преступления», 1995)
- «Ставки сделаны» (1997)
- «В сердце лжи» (1999)
- «Спасибо за шоколад» (2000)
- «Цветок зла» (2003)
- «Подружка невесты» (2004)
- «Комедия власти» (2006)
- «Одна девушка на двоих» (2007)
- «Инспектор Беллами» (2009)
Клод Шаброль.
Клод Шаброль на съёмках фильмов: «Призраки шляпника» (1982, фото "A"), «Крик совы» (1987, фото "B").
Клод Шаброль на съёмках фильмов: «Ад» (1994, фото "A"), «Ставки сделаны» (1997, фото "B").
IMDb: nm0001031.