СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Зекка, Фердинан
ЗЕККА (Zecca) Фердинан (Ferdinand) (Париж, 1864 - Париж (Сен-Манде), 1947), французский кинематографист и продюсер. Преуспевающий бизнесмен, выпускавший кинопродукцию, доступную широкой зрительской аудитории. Этот фабрикант - сторонник серийного производства - не заботился ни о техническом совершенстве, ни о каком-либо приукрашивании фильмов, однако, обладая врождённым чувством ритма, он умел произвести яркое впечатление неожиданной шуткой, бьющей прямо в цель, а при случае и драматическим эффектом или силой воображения. Это был делец, заботившийся о рентабельности своих фильмов, и, одновременно, поэт.
Он пришёл в кино из театрального кафе, его отец был рабочим сцены в театре канатоходцев. Зекка получил приглашение от Шарля Пате (у которого его сестра работала уборщицей) и, блестяще исполнив перед кинокамерой несколько номеров из своей программы в мюзик-холле («Злоключения телячьей головы»), произвёл фурор. Снял бурлескный фильм «Немой меломан», озвученный посредством звукозаписи на восковом цилиндре (когда кино делало лишь первые шаги в этом направлении). Пате, заинтересовавшийся его работой, сделал Зекка своим доверенным лицом. Начиная с 1901, снимал по два-три фильма в неделю, оставляя за собой иногда лишь общее руководство съёмками своих ассистентов (Гастона Веля, Люсьена Нонге, Андре Озе и др.). Он использовал самые разные сюжеты: от «Отхода ко сну новобрачной» и «Дьявольского ужина» до «Драмы в шахте» и «Завоевания воздуха». Картины сняты в довольно тяжеловесной манере (кино ещё далеко от точных, напоминающих работу часового механизма съёмок Мельеса), техника их примитивна, однако, когда сегодня смотришь эти короткие киноленты длиной от 20 до 50 метров, поражаешься их жизненной энергии, неудержимому задору, неистовству, граничащему со сверхреальностью. Таковы, например, фильмы: «Буря в спальне» (1902) - «кошмар» в стиле барокко, которому свойственна насыщенность картин Магритта; «Жертвы алкоголизма» или «Поджигатели», в которых жёсткий реализм Золя переплетается с мрачным юмором «а-ля Дюпюитрен». Иногда Зекка, не вдаваясь в технические детали и подробности работы, позволял себе роскошь использовать мастерский приём обратного кадра - свидетельство потрясающего модернизма этого так называемого «неуча», что побудило Жоржа Франжю утверждать (в 1935): «Зекка сегодня, как и в прошлом, предстаёт мастером своего дела; немногие современные режиссёры способны воссоздать великолепные эпизоды, которые он снял в своих фильмах».
Фердинан Зекка и Шарль Пате. 1920.
Зекка и его команда работали практически во всех жанрах кино, снимая фривольные сцены, «реалистические» драмы, исторические зарисовки, феерии, без тени сомнения скопированные у Мельеса, сериалы (снимать которые очень любил Андре Озе) и, особенно, постановки на религиозные сюжеты, наиболее известным из которых является фильм «Страсть» - длиной 700 метров (продолжительностью около 45 минут по современному кадрированию), в четырёх частях и тридцати девяти сценах, он был задуман для показа в течение нескольких сеансов. В этом, быть может, и следует усматривать первый опыт создания многосерийных фильмов, которые десять лет спустя будут пользоваться шумным успехом. Зекка, даже когда он сознательно следует в своей работе канонам сюльписианства, оставался предвестником нового. Он предвосхитил повествовательный стиль, которому свойственны упорядоченность форм и динамика жестов, высоко оценённые американскими кинематографистами. Его версия «Дела Дрейфуса» (1908) не лишена бравады; менее элегантная, чем версия Мельеса, она в то же время и менее статична.
В начале 1914 прекратил свою режиссёрскую и продюсерскую деятельность, целиком переключившись на решение административных проблем. Он оборудовал киностудию в Берлине, Джерси-Сити, руководил филиалом «Пате» в США и, вернувшись в конце 20-х во Францию, создал активно действующий филиал «Пате Бэби».
Основные фильмы:
- «Немой меломан» (1900)
- «История одного преступления» (1901)
- «Семь замков дьявола» (1901)
- «Идиллия под туннелем» (1901)
- «Завоевание воздуха» (1901)
- «Куда идёшь?» (1901)
- «Блудный сын» (1901)
- «Жертвы алкоголизма» (др. «Жертва алкоголя», 1902)
- «Буря в спальне» (1902)
- «Через замочную скважину» (1902)
- «Жизнь игрока» (1903)
- «Страсть» (1903)
- «Стачка» (1904)
- «Сон на Луне» (1905)
- «Поджигатели» (1905)
- «Десять жён для одного мужа» (1905)
- «Дело Дрейфуса» (1908)
- сериал «Сцены жестокой жизни» (1912-1914)
Некоторые фильмы были сняты в соавторстве с его ассистентами: Нонге, Лепренсом и др.
Кадр из фильма «Жертвы алкоголизма» (1902, фото "B").
IMDb: nm0954087.