СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Жансон, Анри
ЖАНСОН (Jeanson) Анри (Henri) (Париж, 1900 - Эскемовиль, 1970), французский сценарист, автор диалогов и кинематографист. Следовало бы ограничиться знакомством с его кинематографической карьерой, оставив в стороне бурную деятельность на журналистском поприще, где его талант «распылялся» на десятки страниц с пометкой «для газеты "le Canard enchaîné"». Он заведовал там разделом радио- и телекритики под псевдонимом «Югет экс микро», а его безапелляционные комментарии всегда были точны и лаконичны. Не стоит заострять внимание на том факте, что во время оккупации он занимал пост директора газеты. Это довольно трагикомический эпизод, из-за которого его разыскивали сотрудники гестапо, после чего он вынужден был уйти в подполье. Тем не менее Жансон продолжал писать, и искушённый читатель без труда мог узнать автора (анонимного) диалогов в фильме «Кармен» (Кристиан-Жак, 1945) или «Фарандола» (А. Звобада, 1945). Ещё в ранней юности его привлекало седьмое искусство, когда он буквально на мгновение появился на экране в фильме «Виновный» (Антуан, 1917), позируя для бесхитростных и сентиментальных почтовых открыток. Его дар полемиста привлёк внимание Альфреда Савуара, который пригласил Жансона на «Парамаунт» (французское отделение) - попробовать себя в качестве автора диалогов. Начиная с этого времени он придумывал свои меткие реплики и писал меланхолические монологи с учётом предъявляемых к постановке требований. Одновременно Жансон написал с полдюжины комедий. Работал он по схеме: треть хлёстких слов, треть изысканной чувственности, треть лёгкой ностальгии, ибо у этого «хищника» мягкое сердце и он опасается остаться в дураках. Он был вынужден постоянно «лить ушаты холодной воды» на свой неуёмный темперамент, но всё же оставался настолько восхитительным и ярким, что заставлял принять себя. Жансон немногословен, погружен в себя, но всякое его высказывание обладает глубоким очарованием, освежающим его юношеский пыл, с помощью которого он ведёт задиристую и рискованную игру с публикой. Все его сценарии легли в основу фильмов, которые вышли на экраны, в том числе и собственные картины: «Леди Панама» (1949). Простое перечисление его работ вызывает ностальгические воспоминания: «Мистер Флоу» (Р. Сиодмак, 1936), «Пепе ле Моко» и «Бальная записная книжка» (Ж. Дювивье, 1937), «Северный отель» (М. Карне, 1938), «Тюрьма без решёток» (др. «Женская тюрьма», Л. Моги, 1938), «Вход для артистов» (др. «Артистический вход», М. Аллегре, 1938), «Фантастическая ночь» и «Досточтимая Катрин» / «Добродетельная Катрин» (М. Л'Эрбье, 1942 и 1943), «Пышка» и «Привидение» / «Возвращение любви» (Кристиан-Жак, 1945 и 1946), «Жизнь в розовом свете» (др. «Жизнь в розовом цвете», Жан Форе, 1948), «Влюблённые наедине с миром» (др. «Влюблённые одни на свете», А. Декуэн, 1948), «В царстве небесном» (др. «В небесном королевстве», Дювивье, 1949), «Фанфан-Тюльпан» (Кристиан-Жак, 1952), «Именины Генриетты» («Праздник Генриеттым» / «Именины Анриетты», Дювивье, 1952) и др.
Анри Жансон.
IMDb: nm0419986.