А. Викторова. "Месье «Сорок лиц в минуту»"
Статья Александры Викторовой, вышедшая в журнале GalaБиография, №7-8, 2014 г к 100-летию со Дня рождения Луи де Фюнеса.
Родившийся 100 лет назад, 31 июля 1914 года, Луи де Фюнес пытался стать скорняком, чертёжником, портным, шляпником, декоратором витрин, жестянщиком, коммивояжёром, учителем музыки, тапёром, шансонье... Так продолжалось до 30 с лишним лет, пока поиски себя ему не наскучили. Собственно, в кино он пришёл именно от скуки. Скуку, по его мнению, вообще следует считать главной движущей силой человечества.
ЛУИ ДЕ ФЮНЕС РОДИЛСЯ 31 ИЮЛЯ 1914 ГОДА, в Курбевуа, предместье Парижа. Отец, Карлос Луис де Фунес де Галарса из испано-португальского аристократического рода. Мать, Леонор Сото Регуэра, также была из «благородных». Во Францию родители Луи сбежали из-за того, что их семьи были против этого брака. Луи был третьим ребёнком в семье. Почти сразу после рождения Луи его отец, юрист по образованию и ювелир по призванию, уехал в надежде разбогатеть в Венесуэлу, где заболел туберкулёзом. В семью он не вернулся и умер в одиночестве в Испании в 1934 году. Луи воспитывала мать. Он вспоминал: «Матери случалось часами бегать за мной вокруг стола с криками «Убью!» То, как она это делала, выдавало в ней прирождённую актрису». 1921 год.
В ШКОЛЕ ЛУИ БЫЛ ДВОЕЧНИКОМ. Единственные дисциплины, по которым он успевал, были иностранный язык, испанский, который он знал с детства, и музыка. В пять лет мать насильно усадила Луи за пианино, надеясь таким образом привить сыну, который и минуты не мог посидеть спокойно, усидчивость. По совету старшего брата Луи пошёл учиться на скорняка, но был изгнан из училища за то, что пародировал преподавателей. Мать записала его в Училище фотографии и кино, главным образом потому, что оно было ближайшим к дому, но Луи отчислили оттуда за то, что он устроил пожар.
«Скука - вот неистощимый запас энергии, движущей человечеством, - то ли в шутку, то ли всерьёз говорил Луи де Фюнес. - Она, а не жажда денег или власти, подвигала человека на великие открытия».
ЛУИ ДЕ ФЮНЕС перепробовал множество работ, пока не устроился тапёром в бордель в парижском квартале «красных фонарей» у площади Пигаль. Фю-фю, как прозвали Луи девушки, стал любимчиком квартала. «Из-за того, наверное, - вспоминал де Фюнес, - что я помогал себе играть лицом». Луи, как оказалось, так и не выучил нотную грамоту и играл модный джаз на слух. Это, однако, не помешало ему стать популярным в Париже пианистом и немного певцом.
С ПЕРВОЙ ЖЕНОЙ, Жермен Луизой Элоди Карруайе, де Фюнес познакомился в клубе, где он работал на двух ставках - 8 часов играл на пианино, 8 часов пел со сцены. Жермен не пропускала ни одного выступления Луи. В 1936-м они поженились, в том же году родился сын Даниэль. Брак вскоре распался, хотя развелись они только в 1942-м. Луи после развода продолжал тайно навещать сына - Жермен их встречи не приветствовала, она считала, что Луи ничему хорошему ребёнка не научит.
В 1942 ГОДУ Луи познакомился с секретаршей музыкальной школы Жанной Августиной де Бартелеми де Мопассан, внучатой племянницей знаменитого писателя. Когда они решили пожениться, Жанна попросила Луи познакомить её с бывшей женой. «Какая ты красивая!» - сказала Жермен, увидев Жанну, и тут же «благословила» её на брак с бывшим мужем. В 1944-м у Луи появился второй сын, Патрик, а в 1949-м - третий, Оливье.
В КИНО ЛУИ ПРИШЕЛ, когда ему наскучило быть пианистом. Он пошёл на актёрские курсы Рене Симона, нотам ему тоже показалось скучно. Бросив курсы, он решил учиться актёрскому мастерству, как когда-то он научился играть на пианино - без нот, и устроился в массовку. В третьем по счету фильме, где он снялся, комедии положений «Шесть потерянных часов» (на фото), режиссёры заметили, что из самых незначительных деталей в коротком эпизоде Луи может выстроить точный, неповторимый образ. 1946 год.
К КОНЦУ 1940-Х ГОДОВ Луи де Фюнес снимался в эпизодах в нескольких десятках фильмов в году, причём в некоторых картинах играл несколько ролей. Так, например, в исторической драме «Геклен» 1948 года он сыграл придворного, нищего, предводителя разбойников и астролога. Кроме того, он был занят в нескольких антрепризах и в спектаклях нескольких театров, в том числе и в популярном в Париже Театре Дану (на фото), где он играл в пьесе «Прекрасные вакханки». «Отец был занят в комедии Жоржа Фейдо, доигрывал, бежал в Театр Берне, появлялся на сцене в первом акте, бежал в метро, чтобы успеть в кабаре, где играл по ночам», - вспоминал его сын Оливье.
КРИТИКИ ЗАМЕТИЛИ ДЕ ФЮНЕСА в спектакле «Прекрасные вакханки» - пьесе друга де Фюнеса Робера Дери о том, как ставят пьесу. Де Фюнес сыграл главную роль. Его комиссар полиции Лебеф уже во многом напоминал легендарного комиссара Жюва, но боролся еще не с опасными преступниками, а отстаивал общественную нравственность. Поучаствовав в репетициях под предлогом поиска преступника, Лебёф настолько проникся действием, что его консервативность испарилась. 1954 год.
1958
«НЕ ПОЙМАН - НЕ ВОР» стал одним из первых фильмов, где де Фюнес получил главную роль. Его браконьер Блеро, хитрец и проныра, тайком ловящий рыбу и продающий её без разрешения, полюбился зрителям, а ужимки актёра, с которыми он дурачил жандармов, неизменно вызывали смех. После этого фильма де Фюнес заслужил прозвище «Сорок лиц в минуту». «Не пойман - не вор» был первым фильмом с участием де Фюнеса, купленным в СССР. Персонажа Луи де Фюнеса озвучивал Евгений Весник.
К ПИКУ ПОПУЛЯРНОСТИ, пришедшемуся на 1960-е годы, Луи де Фюнес шёл, сыграв только в кино девяносто две роли. Среди них не было ни одной «ударной», но каждая отзывалась в сердцах зрителей. Вздорный характер большинства персонажей де Фюнеса не отвращал, а, наоборот, увеличивал армию его поклонников. И немудрено, что честь дать старт ралли парижских такси доверили именно де Фюнесу. 1958 год.
СВОИМ АГЕНТОМ де Фюнес назначил супругу. Жанна не вмешивалась в творческий процесс, единственное, в чём она имела решающий голос, - в выборе партнёрш Луи по экрану. 1965 год
«В своей бурной джиге, безостановочной словесной сарабанде актёр Луи де Фюнес превосходил все ожидания, - писали критики. - Непокорный, еретик, превращающий святое в смешное и смешное в святое».
ЛУИ ДЕ ФЮНЕС пытался приобщить своих сыновей, Оливье (вверху) и Патрика (внизу) к кино. Патрик так ни разу и не появился на экране. Он стал известным врачом. Оливье снялся в шести фильмах с отцом и сыграл с ним не в одном спектакле, но потом понял - это не его. Сейчас Оливье - пилот пассажирских линий авиакомпании Air France, командир лайнера Airbus A320. 1965 год.
ТРИ ВЕЛИКИХ КОМИКА: Луи де Фюнес, английский актёр Терри-Томас (в центре) и французский актёр, один из немногих друзей де Фюнеса, Бурвиль (справа) - гости 19-го Каннского фестиваля. Только что на экраны вышла «Большая прогулка», где де Фюнес играл дирижёра Парижской оперы, Бурвиль - маляра Буве, которые помогали английскому летчику-аристократу (Терри-Томас) спастись от немецких оккупантов. 1966 год.
1969
«Я НЕ СОЖАЛЕЮ О МЕДЛЕННОМ РАЗВИТИИ моей карьеры, - говорил де Фюнес. - Эта медлительность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был ещё неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом я приобрёл некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Поэтому, если начать снова, то я бы не отказался от этого пути».
КОМИССАР ЖЮВ, по замыслу режиссёра Андрэ Юнебеля, должен был охотиться на Фантомаса десять серий. Но из-за не слишком большой популярности фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда» всё ограничилось трилогией. В советском прокате де Фюнеса озвучивал Владимир Кенигсон. Существует миф, что, увидев свои фильмы с кенигсоновским дубляжем, де Фюнес якобы произнёс: «Не знал, что я такой хороший актёр».
«БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА» лидировала во французском прокате почти пять лет. Де Фюнес сыграл в этом фильме дирижёра Станисласа Лефорта, которого сбитые над территорией оккупированной Франции британские летчики похищают, что-бы он помог им уйти от преследования немцев. В этом фильме де Фюнес обыграл некоторые фак ты своей биографии. Например, игра Станисласа на рояле для немецких офицеров отсылает к тем временам, когда де Фюнес во время оккупации Парижа играл в барах, и однажды его чуть не застрелил пьяный солдат, которому не понравилась его игра. 1966 год.
Любимым выражением де Фюнеса, по воспоминаниям друзей, было «это смешно». Смысл его целиком зависел от выражения лица, с каким актёр это произносил.
В СССР фильмы с участием де Фюнеса пользовались успехом даже большим, чем во Франции. Однако не все они доходили до советского экрана. «Мания величия» по пьесе Виктора Гюго «Рюи Блаз» в СССР не попал: Ив Монтан,партнёр де Фюнеса по этому фильму, в 1968 году резко выступил против вторжения СССР в Чехословакию. 1971 год.
«СУП С КАПУСТОЙ» режиссёра Жана Жиро стал результатом того, что Луи де Фюнес заявил, что ему кажется, что людям надоело над ним смеяться. Жиро обещал, что снимет комедию, над которой люди будут плакать. Так появилась история о двух приятелях-пенсионерах, Шерасе (Жан Карме, слева) и Ратинье (де Фюнес) по прозвищу Дохлый, которые пьют красное вино и выращивают на огороде капусту для своего фирменного супа. Однажды к ним в гости из летающей тарелки заявляется гуманоид и в благодарность за вкусный суп воскрешает покойную жену Дохлого. История получилась очень трогательной, но зритель такую комедию от де Фюнеса не принял. 1981 год.
СУПРУГА И ЛЮБИМЫЙ РЕЖИССЕР ДЕ ФЮНЕСА Жан Жиро поздравляют Луи с вручением ордена Почётного легиона. 16 марта 1973 года. Актёр был на пике популярности. И самым высокооплачиваемым актёром Франции - за участие в фильме ему платили 2,5 миллиона франков. Следом шёл Ален Делон - 2 миллиона.
В ОКТЯБРЕ 1973 ГОДА де Фюнес вместе с Пьером Гейдельбергом и Люсе Гарсия-Вилль вышел на сцену театра Комеди Шамп-Элизе в постановке по пьесе Жана Ануя «Вальс тореадоров» и не смог довести спектакль до конца - у него случился инфаркт. Через несколько месяцев в госпитале - второй. Он долго болел, его почти забыли. Продюсеры не хотели давать деньги на фильмы с участием актёра, который в любой момент может умереть.
ЗА ВКЛАД В МИРОВОЕ И ФРАНЦУЗСКОЕ КИНОИСКУССТВО Луи де Фюнес был удостоен почётной премии «Сезар», которую ему вручил американский актёр, комик и режиссёр Джерри Льюис. Сам имевший проблемы со здоровьем, Льюис прекрасно понимал состояние де Фюнеса. 1980 год.
ДЕ ФЮНЕС БЕРЕГ СИЛЫ для своей главной роли, о которой мечтал всю жизнь: Гарпагона из комедии Мольера «Скупой». Он не хотел никому доверять режиссуру, только пригласил в помощники давнего друга Жана Жиро. То, что фильм приняли прохладно и зрители, и критики, и он провалился в прокате, стало для Луи де Фюнеса настоящим ударом. 1979 год.
«Ненавижу толпу! Её настроение меняется, как дуновение ветра, а симпатия может мгновенно обернуться агрессией, - признавался в последние годы де Фюнес. - Я всегда боялся, что меня могут легко задавить в толкучке...»
1982
ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ Жана Жиро «Жандарм и жандарметки» - режиссёр умер, так и не успев его закончить, - стал и последним фильмом де Фюнеса. «Значит, и мне пора», - сказал он после смерти друга и, сыграв последнюю сцену в фильме, уехал к себе в усадьбу Шато-де-Клермон. Перестал принимать лекарства. Никого не приглашал, не отвечал на телефонные звонки.
В 1980-Е ГОДЫ ЛУИ ДЕ ФЮНЕС ПРАКТИЧЕСКИ НИ С КЕМ НЕ ОБЩАЛСЯ. Всё время он посвящал работе в саду, где его главной заботой были кусты роз. Он гордился тем, что вывел сорт, которому дали его имя. 1982 год.
«Наверное, я слишком долго ждал в прихожей Его Величества Успеха, слишком долго и безуспешно звонил у дверей, пока меня не впустили...»
НЕЗАДОЛГО ДО СМЕРТИ де Фюнес сказал жене, что его самой лучшей шуткой станут его собственные похороны, - «надо будет только сыграть так, чтобы все обхохотались». 1983 год.
ЗА СВОЮ КАРЬЕРУ Луи де Фюнес снялся более чем в 140 фильмах. Переселившись в поместье, де Фюнес несколько раз собирался написать мемуары, обещая, что они будут язвительными и для многих неприятными. Но так и не собрался. Утром 27 января 1983 года он вышел к завтраку, сказал: «Я скучаю один в своей комнате...», почувствовал себя плохо и умер в машине «скорой помощи».