Луи де Фюнес и кинематограф Франции эпохи «славного тридцатилетия»... (Страница 12)
К.А. Юдин. Кандидат исторических наук. Полное название статьи: «Луи де Фюнес и кинематограф Франции эпохи «славного тридцатилетия»: от Шарля де Голля до Франсуа Миттерана. Опыт историко-философского анализа».
Процесс создания фильма представлял собой многоголосную полифонию – сотворчества усилий режиссёров, актёров, и конечно же, композиторов. Многие киношедевры с участием Луи де Фюнеса и др. принадлежат «перу» таких выдающихся режиссёров, как Андрэ Юнебель (1896-1985 гг.), Жак Бенар (1929-2013 гг.), Жиль Гранжье (1911-1996 гг.), Дени де ля Пателльер (1921-2013 гг.), Клод Зиди (род. в 1934 г.), Жан Жиро (1924-1982 гг.) Жерар Ури (1919-2006 гг.), Эдуард Молинаро (1928-2013 гг.), Ив Робер (1920-2002 гг.), Робер Дери (1921-2004 гг.), Жан Поль ле Шануа (1909-1985 гг.), Анри Вернёй (1920-2002 гг.), Серж Корбер (род в 1936 г.) Каждый кинофильм уникален и благодаря своему «музыкальному полотну», превосходно дополняющему идейно-сюжетную линию другим средством выразительности – ритмом, гармонией звуков, сливающихся в мелодию, обогащённую оригинальными вариациями, нередко становившимися «персональными темами», передававшими характер того или иного героя. Это композиторы: Раймон Лефевр (1929-2008 гг.), Владимир Косма (род. в 1940 г.), Мишель Мань (1930-1984 гг.), Жорж Делерю (1925-1992 гг.), Жорж Гарваненц (1923-1993 гг.), Мишель Польнарефф (род. в 1944 г.), Жан Марион (1912-1967 гг.), Ален Горагер (род. в 1931 г.), Жерар Кальви (род. в 1922 г.), Жорж Ван Пари (1902-1971 гг.), Франсуа де Рубе (1939-1975 гг.) Для русскоязычных поклонников творчества де Фюнеса и вообще французского кинематографа нельзя умолчать об особенностях подготовки всех этих фильмов для отечественного, российского зрителя. Гениальными актёрами дубляжа, благодаря которым де Фюнес смог обрести «второе рождение», как человек и личность, были: В.В. Кенигсон, М.А. Глузский, Л.И. Лемке, А.Б. Белявский, А.Я. Карапетян.
Из кинокартин, появившихся в 1970-е – начале 1980-х годов отчётливо выделяются и стоят особняком два фильма на классическую историческую тематику. Первый – это фильм режиссёра Жерара Ури «Мания величия» (1971), снятая по мотивам пьесы Виктора Гюго «Рюи Блаз», где де Фюнес сыграл пронырливого испанского чиновника дон Саллюста, бюрократа, карьериста-приспособленца, страдающего на протяжении всего развёртывающегося действия, как от отголосков собственных интриг, так и от других талантливых в этом отношении деляг, отнюдь не уступающих ему в коварстве, подлости, алчности и других человеческих пороках. Партнёром в этом фильме выступил известный актёр, певец Ив Монтан.
Второй – это, несмотря на нарушение хронологических рамок, который невозможно не упомянуть – «Скупой» / «L' Avare» (1980) по одноимённой пьесе Мольера – это единственный фильм, в котором де Фюнес выступил в роли режиссёра. Идею воплотить на экране образ скупого Гарпагона, актёр вынашивал ещё с 1950-х гг., после того, как попробовал эту роль на театральной сцене. Описывать фабулу известной пьесы вряд ли имеет смысл, но зато следует обратить внимание на следующее обстоятельство – образ скупого, скряги стал не только квинтэссенцией формировавшегося на протяжении длительного времени амплуа «мажордома», хозяина положения с мелко-деспотическими наклонностями, угодливого перед начальством и до гротеска доходящей беспощадности с подчинёнными, но и зеркальным отображением натуры самого де Фюнеса. Именно эти два источника – искренность проявления натуры в себе и доведённое до совершенства искусство жизни на сцене – стали причиной взлёта Луи де Фюнеса, долго шедшего к признанию и с трудом завоевавшего собственную нишу между другими мэтрами жанра – «нормандским простачком» Бурвилем и темпераментным южанином с ослепительной улыбкой ФернанделемXII.