«Фернандель», 1966 год.
Часть IV
Статья И. Рубановой о Фернанделе из книги «Комики мирового экрана» 1966 год.
Персонажи, которых играет Фернандель, исключены из налаженного буржуазного миропорядка. Это, однако, не значит, что буржуазный миропорядок не оставляет на них своих отметин. Очаровательный фернанделевский простак начинает приспосабливаться. Его здравомыслие оборачивается рассчетливостью, наивность - лицемерием, а щедрость - житейской хитростью. Тогда на экране появляются комические монахи и гангстеры Фернанделя.
Монахов актёр сыграл множество. Он Постоянный участник серии режиссёра Жюльена Дювивье о сельском пасторе доне Камилло. В «Красной таверне» Отан-Лара Фернандель тоже играет монаха - обжорливого, распутного, нечистого на руку. Юмористичность ситуации заключается в том, что этому святому отцу приходится отпускать грехи профессиональным убийцам. Выражение искреннего изумления не сходит с лица монаха: надо же, нашлись грешники ещё хуже его!
Неутраченная, нестёртая мера добра, которой Фернандель, как в притче, мерит своих героев, и есть неизменная основа его искусства - народная основа.
У разных комиков разные инструменты смеха. У Тати очень большой рост и длинные ноги; у Китона - лицо всегда печально-неподвижное. Лицо Фернанделя всегда оживлённо-подвижное. Игра лица для него - основной источник комических эффектов. Режиссёры, сотрудничающие с актёром, предпочитают строить фильмы на крупных планах, избегая динамичных композиций. В фильмах Фернанделя камера как бы застывает, поражённая метаморфозами его лица.
И в самом деле, есть чему поразиться! Фернандель мимирует оживлённо. Одна его невероятно смешная мина сменяется другой. Соединяются они между собой по принципу откровенных контрастов: после совершеннейшей неподвижности его лицо вдруг расплывается в улыбке на полэкрана, а внезапный испуг возвращает её в состояние комического оцепенения.
Ну и с удовольствием же играет своим лицом Фернандель! Его мимика никогда не бывает простой реакцией на происходящее. В ужимках, улыбках, смешном жеманстве, в каскаде выражений лица, в неожиданной и резкой их смене ощущаешь удовольствие, какое актёр получает играя. Недаром Фернандель носит шутливый титул: «самая смешная физиономия Франции».
Артистизм - форма существования Фернанделя-художника, и это качество, прирожденное и неизбывное, сообщает искру подлинного искусства всем фильмам комика, даже и в тех случаях, когда сами по себе эти фильмы не представляют никакой ценности.
Фернандель работает в коммерческой кинематографии, поставляющей кинотовар экранам предместий больших городов и провинции. У коммерческого экрана свои законы. Как ни велика популярность актёра, продюсеры предпочитают использовать его талант в проверенных ситуациях, апробированных трюках и «верняковых» приёмах.
Многие из бесчисленных фильмов Фернанделя - это на скорую руку состряпанные однодневки. Остаются считанные единицы, где талант актёра находит себе достойное применение. Понимает ли это знаменитый комик? Видимо, понимает. Иначе трудно объяснить его участие в недавно созданной им, на паях с Жаном Габеном, собственной кинофирме ГАФЕР.
Правда, до сих пор художественный эффект деятельности ГАФЕР незначителен. На финансовый - компаньоны не жалуются.
Да, несладкая это участь - служить искусству и кассе одновременно и относиться к ним с равным вниманием. Слабое дарование зачахнет, ссохнется и вовсе исчезнет из поля зрительского внимания. Но не Фернандель, конечно! Фернандель - единственный, неповторимый. Его лошадиную улыбку забыть невозможно. И зрители не забывают Фернанделя.
Они знают, что фильм с Фернанделем - это всегда отдых, всегда забава и веселье.