«Ле Шануа» (1972)
С добрыми намерениями. (страницы 9-12)
(Александр Брагинский)страница 9 |
Его победа на всеобщих выборах 1936 года привела к сформированию первого в нашем веке правительства трудящихся Франции. Жан-Поль Дрейфюс оказался в самой гуще событий.
Это объясняется многими причинами. Общественный темперамент молодого Дрейфюса приводит его сначала в Федерацию рабочих театров Франции (ФТОФ), где он скоро становится ответственным секретарём. В то время многие рабочие муниципалитеты Франции имели свои самодеятельные театральные коллективы, которые принимали активное участие в политической жизни страны, выступая с небольшими сценками, декламируя стихи и поэмы нарабочих собраниях и праздниках, откликаясь на «сиюминутные» события, живыми участниками которых они сами были. Эти самодеятельные артисты имели огромный успех у зрителей. Им прощали неопытность, слабость литературного материала. Ведь они были, повторяя слова Маяковского, «агитаторами, горланами» революционных идей, нередко заражавшими своим энтузиазмом аудиторию.
Работа во ФТОФе, в свою очередь, позволила Дрейфюсу познакомиться с известным поэтом Жаком Превером.
страница 10 |
Началось всё с того, что руководство ЦК Компартии Франции обратилось через редактора «Юманите», писателя Жан-Поля Вайян-Кутюрье, к Преверу с предложением возглавить один из самодеятельных коллективов, носивших название «Октябрь» (с этим коллективом, кстати, был тесно связан Дрейфюс). Превер согласился. Вместе с ним в «Октябрь» влилась большая группа друзей поэта. И довольно робкая до той поры деятельность группы «Октябрь» резко активизировалась.
«Октябрь» стал типичной агитбригадой, в духе столь популярной в СССР в 20—30-е годы «Синей блузы». Взяв на вооружение пришедший во Францию из России термин «агитпроп», французские «синеблузники» стремились придать своим представлениям острополитический, пропагандистский характер. Многие приёмы они заимствовали также у немецкого режиссёра Эрвина Пискатора, одним из первых на Западе воплотившего на сцене принципы политического театра. Спектакли Пискатора, очень яркие по форме, с широким использованием плакатов, диаграмм, диапозитивов, кинохроники, оказались по душе театральному авангарду во Франции.
Хотя не все участники коллектива «Октябрь» состояли в Компартии, но всем им были близки те идеи, которые волновали передовых людей страны. По словам «октябриста», известного актёра Раймона Бюссьера, все они «дружно выступали с левых позиций» 1 («Image et son», 1965, № 189.).
страница 11 |
Жак Превер,один из интереснейших людей своего времени, и его брат Пьер Превер объединили вокруг себя группу актёров, художников, поэтов, писателей, каждый из которых сыграл свою роль в культурной жизни Франции.
«Банда Превера» часто собиралась на квартире поэта на улице Дофин. Здесь разыгрывали скетчи, сочинённые хозяином дома, здесь спорили до хрипоты об искусстве и политике, здесь обдумывались новые представления группы «Октябрь».
Квартира на улице Дофин становится для Дрейфюса вторым домом. Умная, чуть скептическая улыбка Жака Превера, его советы, помощь многое значат для будущего режиссёра. Об этом периоде Дрейфюс вспоминает в большой статье «От улицы Дофэн до Стюдио», где есть такие строчки: «Мы и не «клуб» и не «литературный кружок» в современном смысле. Мы — просто группа людей, из которых каждый навсегда и безгранично предан Жаку Преверу, ибо он, Жак Превер — наш старший, в нём сосредоточен смысл нашего существования и в некотором роде — наша совесть» 1 («Ciné-club», 1949), janvier.).
Постоянное общение с людьми, выступавшими в авангарде интеллигенции своего времени, сыграло большую роль в жизни Ле Шануа и отразилось самым непосредственным образом на всём его творчестве.
страница 12 |
Одной из нашумевших постановок группы «Октябрь» был спектакль «Да здравствует пресса!». Его сценарий был написан Дрейфюсом, а хоровые речитативы принадлежали Жаку Преверу. Спектакль был весьма примечателен для тех лет напряжённых классовых и социальных битв. Чёрное и белое в нём выглядело без всяких полутонов. Авторы громили нравы буржуазной прессы и защищали гражданскую позицию прогрессивных газет, в частности «Юманите». Причём делали это остроумно, с публицистическим задором. Умело подобранные цитаты из газет того времени перемежались стихотворными филиппиками, пародия сменялась лирическим отступлением. Показанный на ежегодном празднике газеты французских коммунистов спектакль «Да здравствует пресса!» имел огромный успех и сыграл значительную роль в её популяризации.
Другой спектакль — «Битва при Фонтенуа» — был решён более масштабно. Здесь уже использовались костюмы и декорации. Спектакль был направлен против фашистов и пушечных королей. В нём тоже нашёл применение принцип монтажа документов, в частности исторических, относящихся к сражению между французскими и английскими войсками при Фонтенуа в 1745 году. Однако эпизод из эпохи Тридцатилетней войны служил лишь предлогом для показа куда более современных событий.
страница 8 | Содержание | страница 13 |