«Ле Шануа» (1972)
С добрыми намерениями. (страницы 13-16)
(Александр Брагинский)страница 13 |
Помимо генералов и королей XVIII века на сцене действовали и такие персонажи, как Николай II (роль его играл Ж. Превер) и Пуанкаре, Шнейдер и Крупп, Гитлер и Муссолини, Распутин и Чемберлен. Дрейфюс изображал в «Битве при Фонтенуа» двух персонажей — солдата-дезертира и Пуанкаре. Спектакль разоблачал бессмысленность войны, отражая антимилитаристские настроения передовой французской общественности начала 30-х годов.
Именно этот спектакль группа «Октябрь» привезла в 1933 году в Москву на Первый международный смотр рабочих театров. Высоко оценивая его, критик газеты «Советское искусство» подчёркивал, что «Битва при Фонтенуа» «метко бьёт в цель, с блеском и остроумием, вскрывая сущность империалистической войны и подноготную патриотизма буржуазии. Смешное убивает! Французские агитпропбригадники хорошо понимают смысл этой поговорки» 1 («Советское искусство», 1933, 2 июня.).
Группа «Октябрь» быстро добилась большой популярности во Франции. Постепенно из самодеятельного коллектива она превратилась в полупрофессиональный театр, во главе которого стал режиссёр Лу Бонэн, а среди исполнителей были известные сегодня актёр и режиссёр Жан-Луи Барро, актёры Р. Бюссьер, Мулуджи, ныне покойные Ги Декомбль и Каретт, режиссёр мультипликационных фильмов Поль Гримо, писатель Марсель Дюамель и другие.
страница 14 |
Но на афише их имена не фигурировали. Группа «Октябрь» выступала как коллектив единомышленников, и это, говорит Жак Превер, «придавало ей обаяние, целеустремлённость, пользу» 1 («Image et son», 1965, № 189.). Основное время группа проводила в поездках по стране, агитируя за права рабочих (спектакль «Ситроен»), против войны и угрозы фашизма (спектакль «Приход Гитлера»), против расовой сегрегации в США (спектакль «Ешь свой суп и молчи»).
Всякий раз, когда члены «Октября» давали представления, на них собиралось много народу.
Для работы в «агитбригаде» требовался не только талант, но и благородное сердце. Все расходы на костюмы и декорации несли сами «октябристы», они же сами делали необходимый реквизит. Но это никого не смущало, все были поистине увлечены тем делом, которым занимались.
О кино на улице Дофин говорили много, спорили ещё больше. Друзей Превера не удовлетворяла продукция тех лет. За немногими исключениями первые звуковые ленты отличались шаблонными сюжетами, убогой режиссурой, явным стремлением кинопредпринимателей отвлечь зрителя от тревожной действительности — кризиса, который вносил свои коррективы в настроение французов.
страница 15 |
В первой половине 30-х годов лишь творчество Рене Клера и Жана Виго, как отмечал в своей книге о французском кино покойный Жорж Садуль 1 (Georges Sadоul, Le Cinéma français (1890 — 1962), Paris, 1962.), было лучом света на мрачном фоне всей остальной довольно многочисленной продукции тех лет.
Как сделать что-то оригинальное, новое, злободневное — эта тема часто обсуждалась «бандой Превера». Люди талантливые, люди действия, они не могли долго заниматься одними разговорами. И вот родился сюжет, а затем сценарий «Дело в шляпе», написанный в несколько дней Ж. Превером и А. Ратони. Постановку его было решено поручить брату Жака Превера — Пьеру. Для съёмок фильма фирма «Пате», привлечённая именами создателей и популярностью группы «Октябрь», дала восемь дней и право использовать старые декорации. «То был один из немногих во Франции случаев, — вспоминает сегодня Ле Шануа, — когда над фильмом работала группа друзей и единомышленников. Мы очень забавлялись на съёмочной площадке... Дни эти пролетели как во сне. Но в результате некоторые из нас стали более отчётливее понимать, как трудно делать кинокартины» 2 (Из интервью.).
страница 16 |
«После этого фильма мы стали навсегда друзьями» — говорит один из «октябрястов» — Луи Шаванс 1 («Image et son», 1965, № 189.).
Фабула этого шестичастевого фильма весьма незамысловата.
...Владелец небольшого шляпного магазина Бенжамен Дебуазье (эту роль играл известный мим Этьен Декру) решает похитить малолетнего сына американского миллионера Холлистера (артист Жильдес). Для осуществления своей цели он привлекает приказчика Кловиса и молодого повесу Жан-Поля Дитейеля (в этой роли дебютировал в кино Дрейфюс). Вопреки тщательно разработанному плану операции, похищение завершается неожиданно: в мешке оказывается сам Холлистер. Но эксцентричный миллионер отнюдь не огорчён этим обстоятельством. Наоборот, это приключение отвлекает его от скуки повседневной жизни. Ему настолько понравилось общество Кловиса, что он никак не хочет с ним разлучаться даже после того, как родные вносят требуемую сумму за его освобождение. Более того, он намеревается женить вновь обретённого друга на своей дочери Глории. Это не улыбается Дитейелю, влюблённому в Глорию. Холлистера удаётся переправить домой усыплённым. Проснувшись, он соглашается на брак своей дочери с Дитейелем лишь при условии, если ему «вернут Кловиса». Жертвуя собой ради друга, Кловис соглашается стать придворным шутом миллионера...
страница 12 | Содержание | страница 17 |