СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Четыреста ударов» (сценарий).

Часть 9.

Ночь. Квартира Люано.

Л ю а н о. Дай-ка я прочитаю этот маленький шедевр. (Читает.) «Дорогие родители! Я панимаю (через «а») всю тяжесть моего обмана...»

М а д а м  Л ю а н о. Подумать только!.. Необыкновенно приятно узнать, что твой собственный сын посылает тебя к праотцам.

Л ю а н о. Что ты говоришь?

М а д а м  Л ю а н о. Не прикидывайся, пожалуйста, идиотом, больше чем ты есть на самом деле!

Л ю а н о. Спасибо, большое спасибо! Вот так и подрывается родительский авторитет.

М а д а м  Л ю а н о. Но почему всё-таки он сказал, что умерла я, а не ты?

Л ю а н о. Да потому, что он предпочитает меня. Это совершенно ясно. (Читает.) «...После всего, что было, мы вместе жить не можем. Я попытаю счастья сам, один, в Париже или где-нибудь ещё. Может быть, я действительно невыносим, но я хочу доказать, что могу стать человеком. Тогда мы увидимся и поговорим обо всём. Ухожу от вас. Целую. Антуан».

Мадам Люано возобновляет разговор:

— Значит, ты считаешь нормальным, что он меня ненавидит?

Л ю а н о. Но ты же последнее время обращалась с ним всё строже и строже.

М а д а м  Л ю а н о. Он растёт и становится всё более несносным. Ведь он и сам это признает.

Л ю а н о. Вполне естественно. Ему нужно куда-то приложить свои силы.

М а д а м  Л ю а н о. А квартира для этого неприспособлена. Она-то не растёт!

Л ю а н о. Ты же знаешь, что я занимаюсь этим вопросом и гораздо активнее, чем ты думаешь.

М а д а м  Л ю а н о. У тебя «есть кое-что на примете», ты «напал на след»... Я эту песню давно знаю.

Л ю а н о. И прекрасно.

М а д а м  Л ю а н о. Но этот след теряется в песке, мой милый.

Л ю а н о. А зачем тебе нужна квартира? Тебя никогда нет дома. Вечно где-то порхаешь... Я женат не на женщине, а на каком-то почтовом голубе...

М а д а м  Л ю а н о. Если бы у тебя была приличная работа, я бы сидела дома. Однако, вместо того чтобы поискать что-то получше, ты предпочитаешь терять время в своём паршивом клубе.

Л ю а н о. На автомобильных прогулках я завязываю нужные знакомства. Ты поймёшь это, когда меня выберут вице-президентом.

М а д а м  Л ю а н о. Тебе никогда не стать вице-президентом. Ты им слишком нужен в качестве секретаря, чтобы делать всю чёрную работу. Что же касается почестей — тебе их не видать!

Л ю а н о. Иными словами, я ни на что не годен?! Зачем же ты выходила за меня замуж?.. Чтобы я помогал тебе растить мальчишку? А мальчишка-то, между прочим, начинает кое-что понимать.

М а д а м  Л ю а н о. Он тебе что-нибудь говорил?

Л ю а н о. Нет, но в записке он подчеркнул слова «обо всём».

М а д а м  Л ю а н о. Обычная фраза обычного мальчишки, который обожает всякую таинственность!

Л ю а н о. Раз он подчеркнул эти слова, значит, у него что-то было на уме.

М а д а м  Л ю а н о. Можно подумать, что ты его так хорошо знаешь! У него мания подчёркивать всё без разбора, как в тетрадях, так и в письмах.

Встаёт, подходит к шкафу. Достаёт письмо и показывает его мужу.

М а д а м  Л ю а н о. Вот, взгляни. Это он писал, когда был на каникулах у твоей сестры: «Купи мне полфунта (подчёркнуто дважды) сушёных бананов». Или вот ещё: «Пришли мне 200 франков, и больше я просить не буду». «Не буду» — подчёркнуто. Что это доказывает?

Л ю а н о. Что он подыхал с голоду у моей сестры?.. Ты это хочешь сказать?

М а д а м  Л ю а н о. Ну, раз ты не хочешь понять...

Л ю а н о. Если ты его так хорошо знаешь, то должна бы знать, где он сейчас.

М а д а м  Л ю а н о. Может быть, у бабушки. «В Париже или где-нибудь ещё...» Наверное, он и хотел намекнуть, что будет у неё... Тебе бы следовало туда поехать.

Л ю а н о. Ни за что не поеду. Если он у неё, всё в порядке. Ну, а если он спит под открытым небом, значит, скоро прибежит домой.

М а д а м  Л ю а н о. Иначе говоря, для тебя вопрос решён... Ты умываешь руки!

Л ю а н о. У меня, конечно, нет такого полицейского нюха, каким обладаешь ты, но я умею читать и письма и постскриптумы тоже.

М а д а м  Л ю а н о. Где постскриптум? Я не заметила.

Л ю а н о (повернув письмо). На обратной стороне. «Несмотря ни на что, я торжественно обещаю продолжать учиться». Можешь быть спокойна, он будет делать это в той же школе, что и раньше... Тоже мне, хитрец!

 

Ночь. Антуан бредёт по улице Монмартр.

Из кафе выбегает девушка. Она пытается поймать маленькую собачонку.

Увидев Антуана, обращается к нему:

— Вы можете помочь мне поймать её?

А н т у а н (покорно). Да, мадам.

Д е в у ш к а. Она такая маленькая.

Оба бегут за собачонкой. К ним присоединяется какой-то молодой человек. Не останавливаясь, на бегу он спрашивает Антуана:

— Это твоя сестра?

А н т у а н. Нет, я её не знаю. Она попросила меня помочь ей поймать собачонку.

М о л о д о й  ч е л о в е к. Собака бездомная или её?

А н т у а н. Не знаю.

Молодой человек бежит за собакой.

М о л о д о й  ч е л о в е к. Пёсик, пёсик! (Обращаясь к девушке.) Я могу вам помочь?

Д е в у ш к а. Конечно! Чем нас больше, тем её легче поймать. А то она такая маленькая.

М о л о д о й  ч е л о в е к. Как её зовут?

Д е в у ш к а. Не знаю.

М о л о д о й  ч е л о в е к. На, собачка, на!

Повернувшись к Антуану, говорит вполголоса:

— Катись отсюда, малыш.

А н т у а н. Я побежал раньше вас... я был первым.

М о л о д о й  ч е л о в е к (с угрозой). Уйдёшь ты или нет?

 

Всё та же ночь.

Улица Сен-Лазар. В глубине виднеется церковь Троицы.

Перед каким-то магазином сгружают ящики с молоком. В стороне стоит Антуан. Когда грузовик отъезжает, он быстро хватает бутылку пастеризованного молока, торопливо пододвигает ящик к двери и поспешно уходит, спрятав бутылку под куртку.

«Четыреста ударов» (сценарий)

На другой, ещё более пустынной улице Антуан наконец решается выпить молоко. Страх вынуждает его торопиться, тем более что он слышит шум приближающихся шагов. В спешке обливает молоком куртку. Опорожнив бутылку, Антуан быстро прячется в подъезд. Шаги затихают вдали. Уже спокойно он бросает пустую бутылку в водосток и внимательно слушает, как она разбивается в глубине.

Часть 8СодержаниеЧасть 10

Главная | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив
Из истории французской рекламы

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика