СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Алекан, Анри
АЛЕКАН (Alekan) Анри (Henri) (Париж, 1909 - Осер, 2001), французский оператор. После завершения учёбы в Национальной школе искусств и ремёсел (Париж) и Институте оптики, с 1928 по 1940 работал ассистентом оператора или оператором у таких мастеров, как Периналь, Топорков, Келбер, Шюффтан. Он становится знаменитым, приняв участие в съёмках нескольких самых выдающихся фильмов эпохи: «Битва на рельсах» (Р. Клеман, 1946), «Красавица и чудовище» (Клеман и Ж. Кокто, 1946), «Проклятые» (Клеман, 1947),«Веронские любовники» (А. Кайат, 1949). Ясность и мягкость образов отличали как его документальные («Битва на рельсах»), так и художественные, исполненные поэзии, работы («Красавица и чудовище»). Однако изыскания чисто эстетического плана никогда не были целью Алекана. Своеобразие его мастерства отразилось не только на качестве фильмов Клемана, но и Карне («Мария из порта», 1950; «Жюльетта, или Ключ к сновидениям», 1951) или Ива Аллегре («Такой прелестный маленький пляж», 1949; «Лучшая доля», 1956). Он показал себя знатоком цвета ещё в чёрно-белых картинах («Аустерлиц», А. Ганс, 1960, «Принцесса Клевская», Ж. Деланнуа, 1961), равно как и в грандиозных международных проектах («Топкапи», Ж. Дассен, 1964; «Леди Л.», П. Устинов, 1965; «Майерлинг», 1968 и «Красное солнце», 1971 - оба Т. Юнг), или таких оригинальных работах, как «Двое в бегах» (Дж. Лоузи, 1970), «Форель» (Лоузи, 1982), «Состояние дел» (В. Вендерс, 1982, чёрно-белые съёмки) и «Вундканал» (Томас Харлан, 1984). Аликан снял более ста фильмов и стал автором документального искусствоведческого фильма «Ад Родена» (1958). Совместно с Жоржем Жераром он создал систему трансфлекс, являющуюся аналогом прозрачности, где используется фронтальная проекция на особый экран из стеклянных шариков.
Фильмы, которые имеют альтернативный перевод названия:
- «Битва на рельсах» - «Война на рельсах»
- «Мария из порта» - «Мари из порта»
- «Веронские любовники» - «Любовники из Вероны»
- «Такой прелестный маленький пляж» - «Такой красивый маленький пляж»
- «Лучшая доля» - «Лучшие годы»
- «Состояние дел» - «Положение вещей»
- «Вундканал» - «Раневой канал»
- «Двое в бегах» - «Силуэты на пересечённой местности», «Фигуры в ландшафте»
Кадры из фильма «Небо над Берлином 2» («In weiter Ferne, so nah!», 1993). Анри Алекан в эпизодической роли капитана (за штурвалом), который попросил свой кофе. Слева - немецкий актёр Отто Зандер (Otto Sander, 1941-2013).
IMDb: nm0002162.