СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Клеман, Рене

Рене Клеман

КЛЕМАН (Clément) Рене (René) (Бордо, 1913 - Монте-Карло, 1996), французский кинематографист. Самый неуловимый и противоречивый из французских режиссёров послевоенного периода: холодный и иррациональный ремесленник для одних критиков, самый великий французский мастер - для других. Творчество Клеман является вызовом всякой попытке классификации, а его цементирующим основанием выступает лишь выдержанность стиля.

Клеман решает заняться архитектурой, но вскоре оставляет занятия. Будучи ещё студентом, он снял среднеметражный фильм. «Цезарь у Галллов» (копия безвозвратно утеряна), затем последовала серия короткометражных картин, в основном репортажей об Аравии, где он побывал в 1938 вместе с этнологом Жюлем Барту. Он также снял бурлеск «Займись своей левой» («Тренируй свою левую» / «Тренируй левую», 1937), задуманный и интерпретированный Ж. Тати.

В 1944-45 по инициативе оператора-постановщика Анри Алекана избирается руководителем съёмок полнометражной картины «Битва на рельсах» (др. «Война на рельсах»), посвящённой славной войне железнодорожников против оккупантов, в которой удачно сочетаются документальное кино и фантастический жанр, заняты профессиональные и непрофессиональные актёры. Фильм, который мог бы стать началом французского неореализма, если бы не несколько работ Дакена и Пальеро, не остался незамеченным. Жан Кокто пригласил Клемана в качестве технического советника на съёмки фильма «Красавица и чудовище» (1946), а затем по просьбе Ноэль-Ноэля он руководил работой над фильмом «Благонадёжный папаша» (1946) - ещё одной хроники Сопротивления.

Напрасно искать нечто общее в последующих работах Клемана, амбициозных и хорошо принятых профессионалами, критиками и публикой, большинство из которых было отмечено призами различных международных кинофестивалей (в том числе и французских). Клеман - один из первых французских режиссёров, освоивших совместное производство картин на основе коммерческих соглашений. Он работал в Италии и Великобритании, с особенной тщательностью подбирая иностранных актёров и придавая своим проектам тот особый космополитический характер, который станет отличительной чертой его творчества. В Генуе он руководил съёмками фильма «По ту сторону решётки» (др. «У стен Малапаги») по сценарию, написанному Цезарем Дзаваттини и Сузо Секки д'Амико, с участием Ива Миранда и Жана Габена, и пытался, правда, без особого успеха, связать французский послевоенный реализм и итальянский неореализм, которому положил начало Дзаваттини. Затем он оказывается в Лондоне, где снимает фильм «Господин Рипуа» (по роману Луи Эмона, автором сюжета и французских диалогов выступил Раймон Кено) с участием Жерара Филипа и британских актёров.

Самый известный фильм - «Запрещённые игры» (1952 - премии в Каннах и Венеции, 1953 - «Оскар» в Голливуде). Картина войны, увиденная двумя, возможно, несознательными, но не невинным детьми, заставила без особой сентиментальности отнестись к пасторальной Франции, представшей скорее в чёрных тонах. Фильм покоряет как своей психологической тонкостью, так и актёрскими работами Брижит Фоссей и Жоржа Пужули, музыкальным сопровождением на гитаре в исполнении (анонимно) автора Нарсисо Йепеса. Две экранизации - «Жервеза» (1956, по роману Золя «Западня») и «Плотина, перегородившая Тихий океан» (др. «Этот жестокий век», 1958 1957, по одноимённому роману Маргерит Дюра) - являются одновременно великолепными и сдержанными. Первая запуталась во времени, с особой тщательностью пытаясь воссоздать конец мучительного века; вторая - в экзотике (съёмки проходили в Таиланде с участием итальянцев и американцев) романтического сюжета, который кинематографист выстраивает с неоспоримым мастерством. Именно в связи с этими двумя работами возникает вопрос о личности самого автора. Человеческие качества Клемана от фильма к фильму все более скрываются в отличие от картин своих современников: Клузо и Беккера. Нет той точки зрения, которая целиком выражала бы его позицию, нет моралистского или «мемориалистского» отношения, которое придало бы его творчеству единство тона или темы. Каждый фильм, по меньшей мере в первой половине творческого пути, существует как изолированная сущность, восхитительная, но порой лишённая основ.

Жан-Поль Бельмондо, Рене Клеман и Ален Делон
Жан-Поль Бельмондо, Рене Клеман и Ален Делон на съёмках фильма «Горит ли Париж?». Ноябрь, 1965.

После фильма «На ярком солнце» (сжатая экранизация романа Патриция Хайсмита с участием Алена Делона, блестяще снятая вопреки обвинениям адептов «новой волны» в вялости стиля и пренебрежении к тексту романа) Клеман снял серию незначительных ностальгических картин, в которых всё чаще и чаще появляются американские актёры (Стюарт Уитман в фильме «День и час», Джейн Фонда - «Кошки» / «Хищники», Чарльз Бронсон - «Пассажир дождя», Фэй Данэвей - «Дом под деревьями», Робер Риан - «Бег зайца по полям» / «Бег зайца через поля»). Он как-будто хочет обозначить свой разрыв с французской традицией провинциального кино, наполненного идеями нового поколения, которые он плохо воспринимает.

В 1966 появился фильм «Горит ли Париж?», снятый с использованием огромных финансовых средств военного ведомства, представляющий собой окончательный провал идеи создать во Франции официальное и мемориальное кино. Большое количество французских и зарубежных актёров, исполнивших роли героев освобождения Парижа, превратило фильм (сценарий для которого написали Гор Видаль и Фрэнсис Форд Коппола) в парад знаменитостей, похожий на памятник неудавшейся пропаганде.

В 1984 Рене Клеман удостоился Почётного «Сезара» - премии за выдающиеся заслуги в кинематографе.

Фильмы короткометражные: (между 1937-1944):

Фильмы полнометражные:

Рене Клеман
Рене Клеман на съёмках фильмов: «Стеклянный замок» (1950, фото "A"), «Горит ли Париж?» (1966, фото "B").

IMDb: nm0167496.

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

Французское кино прошлых лет

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика