СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Берри, Жюль
БЕРРИ (Berry) Жюль (Jules) (настоящая фамилия Пофише, Paufiches) (Пуатье, 1883 - Париж, 1951), французский актёр. В юном возрасте дебютировал в парижских театрах (Антуана, Амбигю, Матюрена, Нувоте), затем выступал в Брюсселе («Галерея Сен-Юбер»), где провёл двенадцать лет, будучи занятым, в основном, в пьесах «бульварного» репертуара. Благодаря такой длительной театральной карьере он приобрёл особый профессионализм, который позволил ему в течение двадцати пяти лет сниматься в сотне фильмов. Первые экранные пробы, пришедшиеся на 1911 («Кромвель» / др. «Оливер Кромвель», Анри Дефонтена), скорее разочаровали, поскольку немое кино оставляло ему мало пространства для самовыражения. Только в 1928 дебют действительно состоялся. Речь идёт о маленькой роли у Л'Эрбье в фильме «Деньги», хотя в то время кино всё ещё оставалось немым. Звуковое кино поглотило его полностью. Каждый год он снимался одновременно в нескольких фильмах, не оставляя сцены. Среди первых фильмов с его участием можно отметить: «Моё сердце и его миллионы» (А. Бертомьё, 1931 ), «Арлетта и её папаши» (Анри Руссель, 1934), «Девушки на выданье» (Жан Балле, 1935), «А я говорю, что она тебе подмигнула» (Джек Форрестер, 1935). Благодаря своей увлечённости и динамизму, экстраординарной игре, «невозмутимому нахальству», опустошительной иронии и непревзойдённым жестам Берри быстро становится знаменитым и популярным.
Всё это делает незабываемым его персонаж в фильме «Преступление господина Ланжа» (Ж. Ренуар, 1936). Для создания образа издателя-жулика Батала, обманывающего наивного писателя (в исполнении Рене Лефевра), он использовал возмущающие, обезоруживающие и... соблазняющие психологические приёмы! Сыграв эту роль, актёр вновь возвратился к своим привычным образам сердцееда или симпатичного мошенника, воплощённым в многочисленных коммерческих фильмах, среди которых можно выделить: «Ригольбош» (Кристиан-Жак, 1936), «Ускользающая смерть» (др. «Мертвец в бегах», «Смерть набегу», К. Бертомьё, 1936), «Зелёные одежды» (др. «Зелёный сюртук», Р. Ришбе, 1937), «Похититель женщин» (А. Ганс, 1938).
Затем на экраны выходят два значимых фильма М. Карне: «День начинается» (1939) и «Вечерние посетители» (1942), определившие место актёра в истории кино. В этих персонажах (жестокого дрессировщика собак и дьявола, спустившегося на Землю) он раскрыл всю широту своего таланта. Циничная подлость первого персонажа (например, в сюжете, когда он пытается смягчить Габена, выдавая себя за отца молодой девушки, за которой тот ухаживает) переходит в образ «хозяина» во второй ленте (внезапное появление в роскошном средневековом костюме в разгар грозы). В этих двух произведениях фокусник уступает место великому актёру, а неиссякаемый болтун воодушевлённо произносит замечательные монологи, написанные Превером.
К сожалению, после этого взлёта Берри снова погрузился в трясину низкопробной продукции, хотя случались и исключения: «Фантастическая симфония» (Кристиан-Жак, 1942), «Мари Мартин» (др. «Мари-Мартин», «Мари-Мартина», А. Валентен, 1943), «Путешественник из Туссена» (др. «Он приехал в день поминовения», Л. Дакен, 1943). До последнего вздоха он с видимым удовольствием расточал свой талант, принимая участие в съёмках, и достиг вершин в своей профессии как на сцене, так и на экране. Он был действительно театральным монстром, и комедия ему многим обязана. Берри всё же сумел доказать, что когда ему доставались интересные роли, он был способен превзойти в себе закоренелого «бульварного» актёра и создать образы, неповторимые в их двусмысленной соблазнительности и великолепной дерзости.
Жюль Берри в фильмах с 1908-1936: «Арлетта и её папаши» (фото "A"), «Квик» (фото "B"), «Король дворцов» (фото "C")
Жюль Берри в фильмах с 1937-1941: «Клодош» (фото "A"), «Геркулес» (фото "B"), «День начинается» (фото "D")
Жюль Берри в фильмах с 1942-1950: «Таверна "Окольцованная рыба"» (фото "A"), «Вечерние посетители» (фото "D")
IMDb: nm0077598.