СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Далио, Марсель
ДАЛИО (Dalio) Марсель (Marcel) (настоящие имя и фамилия Израель Блаушильд, Blauschild) (Париж, 1899 - Париж, 1983), французский актёр. В опубликованных «Мемуарах» (Париж, 1976) Далио вспоминает о начале своей карьеры в 1919 после краткой учёбы в Консерватории и нескольких лет войны, на которую он ушёл добровольцем в возрасте шестнадцати лет: «Я носил медали, но моя физиономия была чужой. На какую роль я мог надеяться, имея чёрные кучерявые волосы, глаза восточной танцовщицы и жёлтый цвет кожи? Для каких сцен подойдёт этот маленький араб, которому не могли доверить даже роль посыльного ресторана?»
Актёр ревю и театра в 20-х, он попал в блестящее парижское общество, к которому принадлежали братья Кессель, Стив Пасёр, Марсель Ашар, Анри Жансон. Снялся в нескольких незначительных фильмах («Публичные дела» / «Дела общественные», Робер Брессон, 1934), а затем по рекомендации Анри Жансона был взят на роль доносчика Арби в фильме «Пепе ле Моко» (Ж. Дювивье, 1937) и Маттео ле Мальтэ в фильме «Дом Мальтэ» (др. «Мальтийский дом», П. Шеналь, 1938). Оригинальные внешние данные и талант позволили ему создать неоднозначный образ, отмеченный к тому же теми чертами, каких требует ксенофобное воображение от типичного образа восточного негодяя. Этот персонаж проявляется в 12 фильмах, снятых как во Франции, так и в Голливуде, куда он был вынужден уехать во время войны (из его семьи, депортированной нацистами, так никто и не вернулся) и куда иногда приезжал после 1950. Бармен, крупье, наводчик, бесхарактерный или жестокий делец, он насмехается над расистскими клише определённой части западного общества и опровергает их в двух картинах Жана Ренуара, которые стали апогеем его карьеры и позволили завоевать горячее признание, сопутствующее ему в течение сорока лет. В фильме «Великая иллюзия» (1937) он сыграл «маленького еврея», который скрывается вместе с напарником в исполнении Жана Габена, а в фильме «Правила игры» (1939) - Маркиза де Лa Шене. Эта вдохновенная роль (единственная главная роль, которую он сыграл за время своей огромной творческой карьеры), гениально передающая интуицию и сокровенные размышления героя, встревожила консервативные круги. Орган крайне правых «l'Action française» опубликовал пропитанный ядом «похвальный» отзыв за подписью Бардеша и Бразийака: «...О, этот Далио, более еврей, чем когда-нибудь, одновременно притягательный и противный, как горбатый ибис посреди болота... Иной аромат поднимается в нём из глубины веков, просыпается другая раса, у которой нет замков, которая не охотится, для которой Солонь ничего не значит...». Фильм «Правила игры» завершил первую часть карьеры Далио во Франции.
Во время войны он снимался в США, играя роли симпатичных французов, таких как Френши Жирар в фильме «Иметь и не иметь» («Порт тревоги», X. Хоукс, 1944) рядом с Хемфри Богартом, с которым уже встречался в предыдущем году в легендарном фильме «Касабланка» (М. Куртиц, 1943 1942), или появляясь в своих обычных ролях, например, крупье в фильме «Шанхайский жест» (др. «Жестокий Шанхай», Дж. фон Стенберг, 1941).
В 70-е на Далио обратили внимание молодые французские кинематографисты, которым он мог предоставить не только моральную, но и материальную поддержку. В фильме «Закрытые глаза» (Жоэль Сантони, 1971 1972) он сыграл роль обездоленного пожилого человека, склонного к патетике и упорно отвергающего реальность, а также участвовал в съёмках фильма «Торжественное причастие» (Р. Фере, 1977). В это же время он снова возвратился в театр, где работал под руководством Роже Планшона.
По данным IMDb год рождения актёра - 1900.
Марсель Далио в фильме «Великая иллюзия» (1937, фото "A").
Марсель Далио.
Марсель Далио в фильме «Торжественное причастие» (1977).
IMDb: nm0197950.