СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Габен, Жан
ГАБЕН (Gabin) Жан (Jean) (полные имя и фамилия Жан Габен Алексис Монкорже, Moncorge) (Париж, 1904 - Париж, 1976), французский актёр. Потомственный актёр. Его родители, Жозеф Габен и Элена Пёти, были звёздами концертных ревю. До 1922 занимался самой разной работой: от бетонщика до продавца газет. Дебютировал в качестве статиста в «Фоли-Бержер» и «Водевиле», после чего совершил песенный тур по провинциям и появился в оперетте в «Буфф-Паризьен », где его партнёршей в пении и танцах была Мистангет. С 1923 выступал в музыкальных ревю и опереттах. Его партнёрами становятся Дранем, Люсьен Бару и клоун Денди, на пару с которым он впервые появился на экране в двух неозвученных скетчах. В кино дебютировал в 1930 (музыкальная комедия «Каждому может повезти» / «Каждому своё»). С приходом звукового кино начал играть роли добрых малых и хулиганов («Парижское развлечение», «Сиреневое сердце» / «Сердце Сирени»), иногда исполнял песенные номера (романс «Мне нравятся восьмипудовые женщины» в фильме «Мефисто») и постепенно создал образ сурового упрямца с открытой душой и добрым сердцем, схожего с персонажами Шарля Банкрофта и Спенсера Трейси. Сценарист Шарль Спаак охарактеризовал его следующем образом: «Он получает удовольствие от самой схватки, являясь сторонником не очень везучих борцов за свободу, любовь, дружбу». Он больше чем актёр, он - миф. Как артист он более профессионален, чем Пьер Ришар-Уиллм, и более восприимчив, чем Альбер Прежан, - его соперники в этом жанре. Габен работал с лучшими режиссёрами того времени: Ренуаром, Гремийоном, Дювивье, Карне, исполняя самые разнообразные роли (легионера, хулигана, офицера, дезертира, железнодорожника, рабочего). Отмеченный судьбой, он, согласно А. Базену, стал «трагическим героем французского довоенного кино», представляя в концентрированном виде все надежды и поражения своего времени. «Как только, - пишет Жан Пивер, - этот грубоватый, чрезвычайно правдивый образ появляется на экране, он создаёт вокруг себя определённую атмосферу. Жан Габен не играет. Он живёт». Жан Ренуар уточняет: «Широта эмоций, которые может выразить Габен, необъятна. Его искусство состоит в том, что он способен показать самое главное».
Война прервала эту блестящую карьеру. После триумфа в двух картинах Жана Ренуара: «Великая иллюзия» (1937) и «Человек-зверь» (1938) - Габен уехал в США в 1941, где снялся в двух второсортных фильмах. Боец Сопротивления, он возвратился в Париж в 1946, но не сразу нашёл применение своему таланту. Отказавшись от съёмок в фильме, задуманном для него Жаком Превером и Марселем Карне («Врата ночи»), он пребывал в творческом поиске, «блуждая» от одной роли к другой («Мартин Руманьяк», «Зеркало»). Вернулся в театр («Жажда» Берштейна), пробовал сниматься в Италии («По ту сторону решётки» / «У стен Малапаги»). Клод Готёр, один из исследователей его творчества, назвал этот период «странствием в пустыне» в поисках оазиса, которым стал фильм «Удовольствие» (др. «Наслаждение») Макса Офюльса, где он с удивительной естественностью создал образ нормандского крестьянина. Габен возвратил любовь зрителя, сыграв роль бандита в фильме «Не тронь добычу» (Жак Беккер). После чего последовали: «Френч-канкан» (др. «Французский канкан», Жан Ренуар) и «Пересекая Париж» (др. «Через Париж», Клод Отан-Лара). Эти работы кладут начало второму этапу его карьеры. С поседевшими висками и поплотневшей фигурой, он играет добродушных полицейских, «президентов», «папаш», «людей старого закала». Роли эти пишутся специально для него Мишелем Одиаром и Паскалем Жарденом. В это же время он снимается у Жиля Гранжье (неудачно), Лa Пательера и Анри Вернёя. Одна из его крупных удач 60-х - роль в фильме «Мелодия из подвала», где его партнёром выступил Ален Делон. Габен занимается и продюсерской деятельностью, создав вместе с Фернанделем студию «Гафер». Его лебединой песней становится роль в фильме «Кот» по Жоржу Сименону, где он создал правдивый образ старика, живущего в пригороде, отгородившегося от мира стеной молчания и ненависти к своей жене (Симона Синьоре). Последние годы проводил, в основном, на ферме и на конном заводе в Нормандии. В 1976 в последний раз появился на экране в заурядном фильме «Святой год». Но и за маской ворчливого старика угадывается Габен с его воспетым в стихах Жака Превера «всегда чистым и по-детски непосредственным взором».
Спустя девять лет после смерти Габена артисту присудили премию «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Фернандель и Жан Габен - основатели «ГАФЕР» (ГАбен + ФЕРнандель).
Фильмы:
- «Эге! Чемоданы и Львы» (немые скетчи, автор неизвестен, 1928)
- «Каждому может повезти» (др. «Каждому своё», Г. Стейнгофф и Рене Пужоль, 1930)
- «Мефисто» (Анри Дебэн и Ник Винтер, 1931)
- «Парижское развлечение» (А. Дженина, 1931)
- «Всё это не стоит любви» (Ж. Турнёр, 1931)
- «Радостные сердца» (др. «Весёлые сердца», Ганс Шварц, 1931)
- «Забавы эскадрона» (М. Турнёр, 1932)
- «Сиреневое сердце» (др. «Сердце Сирени», А. Литвак, 1932)
- «Прекрасная морячка» (Гарри Лахман, 1932)
- «Толпа ропщет» (др. «Толпа ревёт», Рауль Домери и Г. Хоукс, 1932)
- «На один вечер» (Жан Годар,
19331931) - «Звезда Валенсии» (С. де Полнньи, 1933)
- «Прощайте, славные деньки» (др. «Прощайте, счастливые денёчки»,
ДжонсЙоханнес Мейер, 1933) - «Туннель» (К. Бернхардт, 1933)
- «Сверху донизу» (др. «Сверху вниз», Г.-В. Пабст, 1933)
- «Зузу» (М. Аллегре, 1934)
- «Мария Шапделен» (Ж. Дювивье, 1934)
- «Варьете» (Н. Фаркас, 1935)
- «Голгофа» (Дювивье, 1935)
- «Знамя» (др. «Батальон иностранного легиона» / «Бандера» , Дювивье, 1935)
- «Дружная компания» (др. «Славная компания», Дювивье, 1936)
- «На дне» (Ж. Ренуар,
19371936) - «Пепе Ле Моко» (Дювивье, 1937)
- «Великая иллюзия» (Ренуар, 1937)
- «Вестник» (др. «Посланник», Р. Руло, 1937)
- «Красавчик» (др. «Сердцеед», Ж. Гремийон, 1937)
- «Набережная туманов» (М. Карне, 1938)
- «Человек-зверь» (Ренуар, 1938)
- «Коралловый риф» (Морис Глей, 1939)
- «День начинается» (Карне, 1939)
- «Буксиры» (Гремийон,
19401941) - «Прилив» («Баржа любви» / «Полнолуние», А. Майо, 1942)
- «Самозванец» (Дювивье, 1944)
- «Мартин Руманьяк» (Ж. Лакомб, 1946)
- «Зеркало» (Раймон Лами, 1947)
- «По ту сторону решётки» («У стен Малапаги», Р. Клеман, 1949)
- «Боже сохрани» (др. «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко...», Л. Дзампа,
19511950) - «Мария из порта» (Карне, 1950)
- «Виктор» (К. Эйман, 1951)
- «Моё королевство - ночь» (др. «Ночь — моё царство», Лакомб, 1951)
- «Удовольствие» (др. «Наслаждение», Макс Офюльс, 1952)
- «Правда о Бэби Донж» (др. «Правда о малютке Донж», Декуэн, 1952)
- «Минута истины» (Ж. Деланнуа, 1952)
- «Их последняя ночь» (Лакомб, 1953)
- «Не тронь добычу» (Жак Беккер, 1954)
- «Воздух Парижа» (Карне, 1954)
- «Наполеон» (С. Гитри, 1955)
- «Порт желания» (Гревиль, 1955)
- «Френч-канкан» (др. «Французский канкан», Ренуар, 1955)
- «Налёт на героин» (др. «Облава на торговцев наркотиками» / «Облава на блатных», Декуэн, 1955)
- «Пропавшие собаки без ошейника» (др. «Бродячие собаки без ошейников», Деланнуа, 1955)
- «Бензин» (др. «Газойль», Гранжье, 1955)
- «Незначительные люди» (Вернёй, 1956)
- «Вот оно, время убийц» (др. «Время убийц», Дювивье, 1956)
- «Кровь в голову» (Гранжье, 1956)
- «Пересекая Париж» (др. «Через Париж», Отан-Лара, 1956)
- «Преступление и наказание» (Лампен, 1956)
- «Случай доктора Лорана» (др. «Случай с доктором Лораном» / «Дело доктора Лорана», Ж. П. Ле Шануа, 1957)
- «Помада нанесена» (др. «Включён красный цвет», Гранжье, 1957)
- «Отверженные» (Ле Шануа, 1958)
- «Мегрэ расставляет ловушку» (др. «Мегрэ расставляет силки» / «Мегрэ расставляет сети», Деланнуа, 1958)
- «В случае несчастья» (Отан-Лара, 1958)
- «Хаос и ночь» (др. «Беспорядок и ночь», Гранжье, 1958)
- «Влиятельные семьи» (др. «Сильные мира сего», Д. де Ла Пательер, 1958)
- «Архимед-бродяга» (Гранжье, 1959)
- «Мегрэ и дело Сан-Фиакр» (др. «Мегрэ и дело Сен-Фиакр», Деланнуа, 1959)
- «Улица Прэри» (др. «Луговая улица», Ла Пательер, 1959)
- «Барон де л'Эклюз» (Деланнуа, 1960)
- «Старики и старуха» (др. «Старая гвардия», Гранжье, 1960)
- «Президент» (Вернёй,
19601961) - «Простак упрямится» (др. «Месть простофиль» / «Король фальшивомонетчиков», Гранжье, 1961)
- «Обезьяна зимой» (Вернёй, 1962)
- «Джентльмен из Эпсома» (Гранжье, 1962)
- «Мелодия из подвала» (Вернёй, 1963)
- «Мегрэ видит красное» (др. «Мегрэ и гангстеры», Гранжье, 1963)
- «Господин» (др. «Месье», Ле Шануа, 1964)
- «Переходный возраст» (др. «Трудный возраст», Гранжье, 1964)
- «Гром небесный» (Ла Пательер, 1965)
- «Потасовка в Панаме» (Ла Пательер, 1966)
- «Садовник из Аржантея» (др. «Садовник из Аржантей», Ле Шануа, 1966)
- «Солнце бродяг» («Вы не всё сказали, Ферран», Деланнуа, 1967)
- «Паша» (др. «Босс», Ж. Лотнер, 1968)
- «Татуированный» (Ла Пательер, 1968)
- «Под знаком быка» (Гранжье, 1969)
- «Клан сицилийцев» (др. «Сицилийский клан», Вернёй, 1969)
- «Зелье» («Тайна фермы Мессе» / «Героин», П. Гранье-Дефер, 1970)
- «Кот» (Гранье-Дефер, 1971)
- «Чёрное знамя реет над снарядом» (др. «Чёрный флаг реет над котелком», М. Одиар, 1971)
- «Убийца» (Ла Пательер, 1972)
- «Дело Доминика» (др. «Дело Доминичи», К. Бернар-Обер, 1973)
- «Два человека в городе» (др. «Двое в городе», Джованни, 1973)
- «Приговор» (др. «Вердикт», А. Кайат, 1974)
- «Святой год» (Жан Жиро, 1976)
Жан Габен в фильмах: «Человек-зверь» (фото "A"), «Пепе Ле Моко» (фото "B"), «Набережная туманов» (фото "C", "D"), «Знамя» (фото "E")
Жан Габен в фильмах: «Зеркало» (фото "A"), «Мартин Руманьяк» (фото "B"), «Минута истины» (фото "C"), «Пропавшие собаки без ошейника» (фото "D")
Жан Габен в фильмах: «Приговор» (фото "A"), «Святой год» (фото "B"), «Президент» (фото "C"), «Клан сицилийцев» (фото "D"), «Обезьяна зимой» (фото "E")
IMDb: nm0300064.