СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Депардьё, Жерар
ДЕПАРДЬЁ (Depardieu) Жерар (Gérard) (Шатору, 1948), французский актёр. Очень рано пытаясь найти выход своему бурному взрослению в увлечении театром, он в возрасте семнадцати лет появился в короткометражном фильме «Битник и пижон» (Роже Линхардт, 1965), а также в оставшемся незаконченным фильме «Кристмас Кароль» (А. Варда, 1965). Следующие годы посвящены театру, в частности, он работал с Жан-Лораном Коше, Клодом Режи и своими друзьями из театрального кафе, но в 1971 возвратился в кино и с огромным успехом снялся в фильме «Вальсирующие», зарекомендовав себя как самый одарённый актёр своего поколения. Вместо того чтобы довольствоваться амплуа «нового очаровательного негодяя» французского кино, он продолжал энергично работать, передавая свою энергию параноидальным, не способным к компромиссам персонажам. Все они достаточно чётко определены социальным и культурным окружением, все - или почти все - одиночки, испытывающие тревогу, рвущие с конформизмом, выбирающие насилие и доведённую до крайности свободу. Они стремятся играть какую-то роль в окружающей среде и разрываются между своей исконной сущностью и поверхностной ролью в этом мире. Крайние случаи раздвоения присутствуют в фильме «Барокко» или в фильме «Ночью все кошки серые», но примерами могут служить и созданные им образы персонажей, ведущих двойную жизнь, в фильмах: «Не такой уж и злой» / «Не такой уж и плохой» и «Любовница» / «Любовница-хозяйка», а также живущих не своей жизнью (фильм «Возвращение Мартина Герра»). Когда же раздвоение сильно засекречено и спрятано глубоко внутри, персонажи Депардьё ударяются в ребячески упрямое отрицание действительности, в головокружительный отказ от реального мира. Это именно то, что он умел делать, как никто другой, представляя на экране взволнованных трагических героев («Последняя женщина», «Скажите ей, что я её люблю» или «Прощай самец!»). Депардьё непредсказуем и профессионален, он любит рисковать, меняя амплуа и жанры, равно как и доверять малоизвестным режиссёрам. Он очень разборчив в выборе фильмов и способствовал успеху у зрителей таких «трудных» режиссёров, как Маргерит Дюра, Марко Феррери, Морис Пиала или Ален Рене, одновременно продолжая благосклонно сниматься в коммерческом кино Франсиса Жиро, Франсиса Вебера или Клода Зиди.
Пьер Ришар, Жерар Депардьё и Франсис Вебер на премьере фильм «Невезучие» (1981).
В 80-е он стал бесспорным лидером среди актёров своего поколения. Более всех он, пожалуй, обязан своими удачами Франсуа Трюффо («Последнее метро»), Анджею Вайде («Дантон», главная роль), Морису Пиала («Полиция», «Под дьявольским солнцем» / «Под солнцем Сатаны»), Клоду Берри («Жан де Флорет» / «Жан де Флоретт», главная роль), Бруно Нюиттан («Камилла Клодель», роль скульптора Родена), Бертрану Блие («Слишком красивая для тебя» / «Слишком красива для тебя») и особенно Жан-Полю Рапно («Сирано де Бержерак», где он блестяще и эмоционально сыграл героя поэмы Эдмона Ростана).
Кристиан Клавье, Лоран Жерра и Жерар Депардьё. На ТВ-шоу Лорана, 2005.
Фильмы:
- «Битник и пижон» (Р. Линхардт, 1965)
- «Крик корморана по вечерам над джанкой» (др. «Вечерний крик баклана над джонками», М. Одиар, 1970)
- «Немного солнца в холодной воде» (Ж. Дерей, 1971)
- «Пожизненная рента» (П. Черниа, 1972)
- «Убийца» (Д. де Ла Пательер, 1972)
- «Невезение» (др. «Скумон: Приносящий беду», Ж. Джованни, 1972)
- «На свидание с весёлой смертью» (др. «Встреча с радостной смертью», Ж.-Л. Буньюэль, 1973)
- «Дело Доминика» (др. «Дело Доминичи», К. Бернар-Обер, 1973)
- «Два человека в городе» (др. «Двое в городе», Джованни, 1973)
- «Трудный день королевы» (др. «Суровый день для королевы», Р. Аллио, 1973)
- «Натали Гранже» (М. Дюра,
19731972) - «Гаспары» (Черниа, 1974)
- «Вальсирующие» (Б. Блие, 1974)
- «Ставиский» (А. Рене, 1974)
- «Женщина с Ганга» (Дюра, 1974)
- «Винсент, Франсуа, Поль и другие» (др. «Венсан, Франсуа, Поль и другие», К. Соте, 1974)
- «Не такой уж и злой» (др. «Не такой уж и плохой», К. Горетта, 1975)
- «Семь смертей по рецепту» (Ж. Руффио, 1975)
- «Любовница» (др. «Любовница-хозяйка», Б. Шрёдер, 1976)
- «Я тебя люблю, я тебя больше не люблю» (др. «Я тебя люблю, я тоже не люблю» / «Я тебя люблю... Я тебя тоже нет», С. Гинзбург, 1975)
- «Тысяча девятьсот» («Двадцатый век» / «XX вeк», Б. Бертолуччи, 1976)
- «Последняя женщина» (М. Феррери, 1976)
- «Барокко» (А. Тешине, 1976)
- «Рене-Тростник» (др. «Рене-тросточка», Ф. Жиро)
- «Бакстер, Вера Бакстер» (Дюра, 1977)
- «Виоланта» (Д. Шмид, 1978)
- «Ночью все кошки серые» (др. «Ночью все кошки серы», Г. Зинг, 1977)
- «Грузовик» (Дюра, 1977)
- «Скажите ей(ему), что я её(его) люблю» (др. «Скажите ей, что я её люблю», К. Миллер, 1977)
- «Прощай, самец!» (Феррери, 1978)
- «Приготовьте ваши носовые платки» (др. «Приготовьте носовые платки», Б. Блие, 1978)
- «Женщина-левша» (П. Хандке, 1978)
- «Сахар» (Руффио, 1978)
- «Псы» (др. «Собаки», Л. Жессуа, 1979)
- «Большая пробка» (др. «Пробка - невероятная история», Л. Коменчини, 1979)
- «Холодная закуска» (др. «Холодные закуски», Б. Блие, 1979)
- «Грозовая Рози» (др. «Непостоянная Рози», М. Моничелли, 1980)
- «Лулу» (М. Пиала, 1980)
- «Мой американский дядюшка» (А. Рене, 1980)
- «Последнее метро» (Ф. Трюффо, 1980)
- «Я вас люблю» (К. Берри, 1980)
- «Инспектор Разиня» (К. Зиди, 1980)
- «Соседка» (Трюффо,
19801981) - «Козочка» (др. «Невезучие», Ф. Вебер, 1981)
- «Возвращение Мартина Герра» (Д. Винь, 1982)
- «Большой Брат» (др. «Старший брат», Жиро, 1982)
- «Дантон» (А. Вайда, 1983)
- «Луна в сточной канаве» (Ж.-Ж. Бенекс, 1983)
- «Кумовья» (др. «Папаши», Вебер, 1983)
- «Форт Саган» (А. Корно, 1984)
- «Тартюф» (Ж. Депардьё, 1984)
- «Берег левый, берег правый» (Ф. Лабро, 1984)
- «Полиция» (М. Пиала, 1985)
- «Одна жена, или две» (Винь, 1985)
- «Вечернее платье» (Б. Блие, 1986)
- «Жан де Флорет» (др. «Жан де Флоретт», Берри, 1986)
- «Беглецы» (Ф. Вебер, 1986)
- «Под дьявольским солнцем» (др. «Под солнцем Сатаны», Пиала, 1987)
- «Странное место для встречи» (Ф. Дюрейрон, 1988)
- «Камилла Клодель» (Б. Нюиттан, 1988)
- «Двое» (Зиди, 1989)
- «Слишком красивая для тебя» (др. «Слишком красива для тебя», Б. Блие, 1989)
- «Я хочу домой» (А. Ремэ, 1989)
- «Сирано де Бержерак» (Ж.-П. Рапно, 1990)
- «Грин Кард» (др. «Вид на жительство», П. Уайер, 1990)
- «Этот герой - мой отец» («Мой папа — герой» / «Мой отец - мой герой», Ж. Лозье,
19901991) - «Все утра мира» (Корно, 1990)
- «1492, Кристофор Колумб» (др. «1492: Завоевание рая», Р. Скот, 1992)
- «Не для меня» (др. «Увы, мне...», Годар, 1992)
- «Жерминаль» (Берри, 1993)
- «Чистая формальность» (др. «Простая формальность», Дж. Торнаторе, 1994)
- «Полковник Шабер» (И. Анджело, 1994)
- «Машина» (Дюрейрон, 1994)
- «Сто и одна ночь Симона Синема» (Аньес Варда, 1995)
- «Элиза» (Жан Беккер, 1995)
- «Гусар на крыше» (Ж.-П. Рапно, 1995)
- «Между ангелом и бесом» (Жан-Мари Пуаре, 1995)
- «Отцепись от звёзд» (др. «Срывая звёзды», Ник Кассаветис, 1996)
- «Богус» (Норман Джуисон, 1996)
- «Секретный агент» (Кристофер Хэмптон, 1996)
- «Опасная профессия» (Жерар Лозье, 1996)
- «Гамлет» (Кеннет Бран, 1996)
- «Она прекрасна» (Кассаветис, 1997)
- «Челoвек в железной маске» (Рэндалл Уоллес, 1998)
- «Красотки» (Ариэль Зейтун, 1998)
- «Астерикс и Обеликс против Цезаря» (Зиди, 1999)
- «Зависть богов» (Владимир Меньшов, 2000)
- «102 далматинцa» (Кевин Лима, 2000)
- «Видок» (Питоф, 2001)
- «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (Ален Шаба, 2002)
- «Город призраков» (Мэтт Диллон, 2002)
- «Бон вояж!» (Ж.-П. Рапно, 2003)
- «Натали» (Анн Фонтен, 2003)
- «Невезучие» (Франсис Вебер, 2003)
- «Ограбление по-французски» (Брэд Мирман, 2003)
- «Миллион лет до нашей эры» (Шаба, 2004)
- «Профессионалы» (Фредерик Обюртен, 2004)
- «Новая Франция» (Жан Боуден, 2004)
- «Набережная Орфевр, 36» (Оливье Маршаль, 2004)
- «Просто друзья» (Оливье Накаш и Эрик Толедано, 2005)
- «Последний отпуск» (Уэйн Ван, 2006)
- «Жизнь в розовом цвете» (Оливье Даан, 2007)
- «Астерикс на Олимпийских играх» (Тома Лангманн и Фредерик Форестье, 2008)
- «Враг государства №1» (Жан-Франсуа Рише, 2008)
- «Отдел 13» (Жиль Беа, 2009)
- «Инспектор Беллами» (Клод Шаброль, 2009)
- «Всё сначала» (Ксавье Джанноли, 2009)
- «Другой Дюма» (Сэфи Неббу, 2010)
- «Последний Мамонт Франции» (Бенуа Делепин и Гюстав Керверн, 2010)
- «Чистый лист» (Жан Беккер, 2010)
- «Отчаянная домохозяйка» (Франсуа Озон, 2010)
- «Распутин» (Жозе Дайан и Ираклий Квирикадзе, 2011)
- «Большая вечеринка» (Делепин и Керверн, 2012)
- «Человек, который смеётся» (Жан-Пьер Амери, 2012)
- «Жизнь Пи» (Энг Ли, 2012)
- «Астерикс и Обеликс в Британии» (Лоран Тирар, 2012)
- «Мизерере» (Сильвен Уайт, 2013)
- «Добро пожаловать в Нью-Йорк» (Абель Феррара, 2014)
- «Долина любви» (Гийом Никлу, 2015)
- «Сент-Амур: Удовольствия любви» (Делепин и Керверн, 2016)
- «Тур де Франс» (Рашид Джайдани, 2016)
- «Диван Сталина» (Фанни Ардан, 2016)
- «Впусти солнце» (Клер Дени, 2017)
- «Хорошее яблоко» (Флоранс Кентен, 2017)
- «Углерод» (Маршаль, 2017)
- «Любовник моей жены» (Даниель Отёй, 2018)
- «На краю света» (Гийом Никлу, 2018)
- «Моя свинья и я» (Франк Добрен, 2018)
- «Талассотерапия» (Гийом Никлу, 2019)
- «Шахматист» (Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль, 2019)
- «Мегрэ и мёртвая девушка» (др. «Мегрэ и таинственная девушка», Патрис Леконт, 2022)
- «Зелёные ставни» (Жан Беккер, 2022)
Жерар Депардьё.
Жерар Депардьё в фильмах: «Вальсирующие» (1974, фото "A"), «Тысяча девятьсот» (1976, фото "B"), «Барокко» (1976, фото "C"), «Прощай, самец!» (1978, фото "D").
Жерар Депардьё в фильмах: «Форт Саган» (1984, фото "A"), «Жан де Флорет (1986, фото "B"), «Беглецы» (1986, фото "C").
Жерар Депардьё в фильмах: «Камилла Клодель» (1988, фото "A"), «Сирано де Бержерак» (1990, фото "B"), «Полковник Шабер» (1994, фото "C"), «Сорванец» (1995, фото "D").
IMDb: nm0000367.