СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Трюффо, Франсуа

Франсуа Трюффо

ТРЮФФО (Truffaut) Франсуа (François) (Париж, 1932 - Нёйли-сюр-Сен, 1984), французский кинематографист. Кино было настоящим другом одинокого с детства Трюффо. Впоследствии под руководством Андре Базена он становится кинокритиком сначала в «Cahiers du cinéma», затем в «Arts», где его несколько вызывающий энтузиазм, горячее стремление к полемике с теми, кто уделяет недостаточное внимание идее развития, простая и одновременно пылкая манера письма способствуют тому, что он становится одним из самых объективных и вселяющих оптимизм критиков французского кино 50-х.

Вслед за короткометражным фильмом «Шантрапа» (др. «Сорванцы», 1958 1957) появляется его первый полнометражный фильм «Четыреста ударов» (1959), возымевший эффект разорвавшейся бомбы в мире кино. Трюффо поднял на смех престижное кино и осмелился оспаривать каннские лавры. Лозунг этого дебюта: «Убирайся отсюда, чтобы я остался один!» - постоянно служил источником упрёков в адрес Трюффо. Однако после относительной новизны фильмов «Четыреста ударов» и «Стреляйте в пианиста» Трюффо вновь стремится к канонам традиционного кино, которое ранее пригвоздил к позорному столбу. Возможно, всё это является недоразумением, если принять во внимание тот факт, что Трюффо-критик выступал в защиту настоящего классического кино Ренуара, Гитри, Хичкока и Хоукса. Он бичевал не традицию, а посредственность. Более того, для картины «Четыреста ударов» характерно увлечение как неореализмом, так и приёмами французского кино 30-х с присущими ему колоритными типами, выразительными диалогами и драматическими сюжетными ходами. Фильм «Стреляйте в пианиста» представляет собой стилизацию под гангстерское кино, но, безусловно, выполнен в совершенно иной манере, далёкой от какого бы то ни было эталона. Отныне Трюффо будет придерживаться (за исключением фильма «Дикий ребёнок» / «Дикий Маугли») лишь привычных для зрителя ситуаций, актёров и стиля, что повлечёт за собой тонкое, но при этом существенное смещение акцентов, позволившее говорить о собственном авторском почерке. Такой ход событий не таит в себе ничего удивительного: подобная основательность позволяет сосредоточиться на актёрах и персонажах, что для Трюффо представляется всё более и более важной задачей.

Следствием обозначенного подхода стал фильм «Нежная кожа» (1964), появившийся вскоре после дерзкого по воплощению замысла фильма «Жюль и Джим» (1961 1962). В этой таинственной картине, где за внешним фасадом буржуазной драмы обнаруживаются настоящие чувства, актриса Франсуаза Дорлеак получает возможность создать светлый и меланхолический образ. Здесь же берёт своё начало фильм «Украденные поцелуи» (1968) - ложная автобиография, ложная психодрама, ложная реалистическая хроника, но при этом правдивая (в лучших своих эпизодах) картина непонятного недуга, напоминающая отдельные фрагменты фильма «Семейный очаг» (1970). Здесь же коренятся и наиболее рискованные затеи Трюффо. Обладая способностью приноравливаться как к патетическому цинизму Гитри («Мужчина, который любил женщин», 1977), так и навязчивым фантазмам в духе Хичкока («Соседка», 1981), он иногда скатывается к упрощению, сохраняя при этом особый шарм, который отличает его работы («Карманные деньги», 1976).

Совсем иное положение занимает волнующий фильм «Жюль и Джим», предвосхитивший «литературные» начинания Трюффо, которые примут в дальнейшем форму экранизаций («Две англичанки и"Континент"», 1971) или костюмированных постановок («История Адели Г.», 1975). Сюжетом этих лент служит описание страсти, однако Трюффо зачастую сбивает зрителей с толку. Фильм «Две англичанки и"Континент"» получился на самом деле достаточно холодным, а фильм «История Адели Г.» - почти безжизненным. Рядом с ними существует «Дикий ребёнок» / «Дикий Маугли», блестяще исполненный с точки зрения постановки кадров. Равным образом и фильм «Зелёная комната» (1978) весьма впечатляюще повествует о реальном процессе подчинения, в котором книги играют решающую роль, в противоположность тем надеждам, которые автор питал, принимаясь за фильм «451º по Фаренгейту» (по Р. Брэдбери, 1966).

В конечном итоге в фильме «Стреляйте в пианиста» обнаруживаются комические тенденции, которые находят своё дальнейшее развитие у Дуанеля, а почти колдовская гармония фильма «Американская ночь» (1973, премия «Оскар» за лучший иностранный фильм в 1974) и «Последнее метро» (1980, премия «Сезар» за лучший фильм в 1981) делает их несколько неустойчивыми, однако при этом выдерживающими все испытания. Фильм «Стреляйте в пианиста» свидетельствует об очевидном увлечении Трюффо детективными историями. В картине «Невеста была в чёрном» (др. «Невеста была в трауре», 1968) для более близкого понимания поэтики в духе Кокто была использована в качестве завязки ирландская интрига. Подобно Кокто, Трюффо выступает в роли главного действующего лица в одном из своих фильмов («Дикий ребёнок» / «Дикий Маугли»). Творчество Трюффо привлекало внимание американской критики, что связано, по всей вероятности, со специфическим французским поветрием, присущим движению «новой волны» в целом и её эпигонам (Дуайон, Таккелла, Тешине), а также с сентиментальной психологией, которая могла показаться за океаном весьма экзотичной по сравнению с привычными представлениями о Франции и французах.

Фильмы:

Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо на съёмках фильмов: «Американская ночь» (1973, фото "A"), «Дикий ребёнок» (1970, фото "B").

 

Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо на съёмках фильма «Соседка» (1981, фото "A").

IMDb: nm0000076.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика