СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Дуайон, Жак
ДУАЙОН (Doillon) Жак (Jacques) (Париж, 1944), французский кинематографист. Карьеру в кино начинал в качестве оператора монтажа, затем занялся съёмками короткометражных фильмов. После чего участвовал в проекте создания полнометражного фильма «Год первый» (др. «Год 01», вышел в 1973, однако был ещё полон иллюзий по поводу событий 1968), задуманного художником Жебе и составленного из двух эпизодов: первый снят Аленом Рене, второй - Жаном Рушем. Самостоятельный путь в кино начался с фильма «Пальцы в голове» (1974). Кроме фильма «Мешок для шаров» (др. «Сумка с шарами»), снятого на заказ в 1975, его работы в целом характеризуются чрезвычайной глубиной психологического анализа, всё возрастающей дерзостью в выборе ситуаций, чёткостью интерпретаций, достигнутых вследствие терпеливого и жёсткого руководства актёрами (между которыми он не делал различий, приглашая и непрофессиональных, начинающих актёров, и таких «мэтров», как Мишель Пикколи), маниакальной точностью в определении пространства, которое он снимал всегда сам.
Наблюдательность и способность слушать, которые Дуайон подтверждает своими авторскими работами, проявляются и в заказных короткометражных картинах, которые он снимает параллельно и использует в качестве экспериментальной площадки для своих творческих замыслов: «Сумерки» и «Лишние люди», сделанные для Министерства сельского хозяйства. Дуайон старается не искажать язык снимаемых в фильме крестьян. Начиная с фильма «Женщина, которая плачет» (др. «Плачущая женщина») и до фильма «Господин Абель» (снятого на ТФ-1 и показанного на этом канале в 1983) и фильм «Пуританка», Дуайон ясно обозначил смысл своих исканий. Он попытался выявить тот момент общения, напряжённый и взрывоопасный, который находится за пределами условностей и правил социальной игры, и способен объединить существа замкнутые и всеми забытые. Опираясь на страсть к наблюдению за поведением людей и напряжённый анализ границ сознания, он приходит к морали, проповедующей совершенно своеобразное понимание свободы, которое ему талантливо и убедительно удаётся представлять как очевидное.
Жак Дуайон и Джейн Биркин (супруга Жака с 1980 по 1992) на съёмках фильма «Пиратка», 1984 год.
Фильмы:
- «Год первый» (др. «Год 01», 1973)
- «Пальцы в голове» (1974)
- «Мешок для шаров» (др. «Сумка с шарами», 1975)
- «Женщина, которая плачет» (др. «Плачущая женщина», 1979)
- «Мерзавка» (др. «Странная девчонка», 1979)
- «Блудная дочь» (1981)
- «Пиратка» (1984)
- «Семейная жизнь» (1985)
- «Искушение Изабель» (1985)
- «Пуританка» (1986)
- «Комедия» (1987)
- «Пятнадцатилетняя дочь» (др. «Пятнадцатилетняя», 1989)
- «Месть женщины» (1990)
- «Маленький преступник» (1990)
- «Возлюбленная» (др. «Влюблённая», 1992)
- «Молодой Вертер» (др. «Страдания юного Вертера», 1993)
- «Глубины сердца: Жерминаль и Бенжамен» (др. «На дне сердца», 1994)
- «Понетт» (1996)
- «Много (мало) любви» (1998)
- «Младшие братья» (1999)
- «Прямо на запад» (2001)
- «Раджа» (2003)
- «Первый встречный» (2008)
- «Брак втроём» (2010)
- «Твой ребенок» (2012)
- «Мои занятия борьбой» (2013)
- «Роден» (2017)
- «CE2» (2021)
Жак Дуайон на съёмках фильмов: «Мерзавка» (фото "A", 1979), «Блудная дочь» (фото "B", 1981).
Жак Дуайон на съёмках фильмов: «Пятнадцатилетняя дочь» (фото "A", 1989), «Возлюбленная» (фото "B", 1992).
IMDb: nm0230695.