СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Пикколи, Мишель
ПИККОЛИ (Piccoli) Мишель (Michel) (Париж, 1925 - Сен-Фильбер-сюр-Риль, 2020), французский актёр и продюсер. Кажется, ему всегда было пятьдесят, этому лысому брюзге и оптимисту с живым взглядом, обуржуазившемуся, но при этом не поступившемуся своими левыми взглядами, скитальцу по жизни, бросившему якорь в волнах французского кино в момент его кризиса. Таков Пикколи, талантливый, не желающий почивать на лаврах, каждая новая роль которого - испытание самого себя. Он любил повторять: «Когда начинаешь ходить по кругу, это становится опасным). Не ограничиваясь рамками амплуа, он мог быть нежным, циничным, лукавым, чокнутым, глубоким... Что связывает его персонажи из фильмов Соте, Жиро и Феррери? «Конечно же, я противоречив, - признаёт актёр. - К тому же я всегда на виду. Ну и что же?»
Сначала его привлекал театр, с которым он не расставался и в дальнейшем, хотя его преследовали либо неудачи, либо скромные успехи, где бы он ни играл: в спектакле «Орион-убийца» (театр «Красная роза») или в пьесе «Мизантроп» (во время турне), в «Федре» или в пьесе «Алло, это ты, Пьеро?» (провал). На ТВ он создал незабываемый образ Дон Жуана в постановке Марселя Блюваля: Пикколи просто сжился с этой ролью. На экране актёр дебютировал в 1949 в «заказном» фильме «Рассвет» Луи Дакена. Вплоть до 1962 соглашался на любые роли, снимался в пародиях на детективы («Чикагский дайджест», П. Павио, 1951), посредственных комедиях («Табарэн» / «Шутник», Р. Потье, 1958). Появился даже в авангардном короткометражном фильме («Шевелюра», Адо Киру, 1961 ). Было три оазиса среди этой пустыни: Ренуар («Френч-канкан» / «Французский канкан», 1955), Шеналь («Налёт на город», 1958; «Зверь в засаде», 1959) и Буньюэль («Смерть в этом саду», 1956). С последним сразу установилось взаимопонимание, вылившееся в длительное сотрудничество («Дневник горничной», 1964, «Дневная красавица», 1967; «Млечный путь» 1969; «Призрак свободы» 1974; «Скромное обаяние буржуазии», 1972).
В 1963 съёмки у Мельвиля («Стукач»), а следом у Годара («Презрение»), где он сыграл две роли (в американском стиле), выдвинули его в ряд самых значительных актёров. Отныне он самым тщательным образом выбирал режиссёров: Коста-Гаврас («Убийцы в спальных вагонах», 1965; «Одним человеком больше» / «Один человек лишний», 1967), Рене («Война окончена», 1966), Деми («Девушки из Рошфора», 1967), Девиль («Бенджамен» / «Бенжамен, или Дневник девственника», 1968) и - последнее признание - Хичкок (роль в «весьма реакционном», по его мнению, фильме «Топаз»). Но, пожалуй, только Клод Соте и Марко Феррери, два собрата по духу, разгадавшие глубину его творческой индивидуальности, помогли ему выкристаллизовать свой неповторимый, далеко не притягательный, имидж. Но Пикколи, как и Нуаре, знал, что антипатия в итоге тоже будет вознаграждена. Так, он сыграл в фильмах: «Диллинджер мёртв» (Феррери, 1969), «Мелочи жизни» и «Макс и жестянщики» (Соте, 1969 1970 и 1971), «Лиза» (др. «Сука», Феррери, 1972), «Большая жратва» (Феррери, 1973), «Винсент, Франсуа, Поль и другие» (др. «Венсан, Франсуа, Поль и другие», Соте, 1974), «Мадо» (Соте, 1976).
Зная об экономических проблемах кинематографа, о привилегированном статусе «состоявшегося» артиста, Пикколи, придерживающийся передовых убеждений, решил попробовать свои силы в качестве независимого продюсера. «Профессия, которой мы занимаемся, - заметил он, - целиком и полностью зависит от политики и экономики. Я знаю множество людей, которые предпочитают эгоистически удалиться в свой закрытый мирок. Я этого не хочу. Я хочу быть включённым». Результатом его деятельности стали съёмки фильмов: «Темрок» (К. Фаральдо, 1973), «Трещина» (П. Фляйшман, 1975), «Семь смертей по рецепту» (Ж. Руффио, 1975), «Испорченные дети» (Б. Тавернье, 1977), «Исступление» (др. «Дикое состояние», Ф. Жиро, 1978), «Генерал погибшей армии» (Л. Товоли, 1983). В 1985 снялся в роли одноногого генерала Кафарелли, противоречивого, снедаемого любовью к двум братьям («Прощай, Бонапарт», Ю. Шахин).
Мишель Пикколи и Жюльет Греко на следующий день после свадьбы, 1966.
Мишель Пикколи был женат на Жюльет Греко. В 1967 он получил премию Академии киноискусства за фильм «Западня», в 1980 - премию на Международном кинофестивале в Каннах за исполнение лучшей мужской роли в фильме «Прыжок в пустоту» (М. Беллокьо). В 1976 издал книгу воспоминаний «Разговоры о себе», в которой воздал дань уважения таким режиссёрам, как Ренуар, Буньюэль, Феррери. В 1982 вновь появляется на экране: «Страсть» (Годар) и «Комната в городе» (Ж. Деми). Аньес Варда, у которой Пикколи снялся в фильме «Творения», сказала о нём так: «Это великолепный актёр, умеющий прятать свою профессию; у него дар быть простым, говорить естественно».
В 1994 Мишель Пикколи попробовал себя в роли режиссёра и сценариста короткометражного фильма «Ночной поезд». Через три года он продолжил работу в двойном качестве,выпустив полнометражную комедийную ленту «Влюблённые», а в 2001 и 2005 «Чёрный пляж» и «Эта не совсем та жизнь, о которой я мечтал».
За свою долгую карьеру Мишель Пикколи снялся более чем в двухстах картинах. Четырежды номинировался на премию «Сезар» с 1982 по 1992 в категории "Лучший актёр".
Филипп Бувар (Philippe Bouvard) приглашает. Заходите ко мне на огонёк. ("Passez Donc me Voir"). Разговор с Мишелем Пикколи в 1981 году, после выхода фильма «Смятение чувств» (Этьен Перри, 1981, снят в 1979). Перевод компании «ПРЕСТИЖ КИНО» («Синема Престиж»), 2011 год.
Другие фильмы:
- «Террор в Оклахоме» (Павио, 1950)
- «Тортикола против Франкенсберга» (Павио, 1952)
- «Дурные встречи» (А. Астрюк, 1955)
- «Колдуньи Салема» (др. «Салемские колдуньи», Р. Руло, 1957)
- «Страны» (др. «Ступени супружеской жизни», Стеллио Лоренци, 1962)
- «День и час» (Р. Клеман,
19621963) - «Мари-солнце» (др. «Мари Солей», Антуан Бурсейе, 1964)
- «Леди Л» (П. Устинов, 1966)
- «Проявление милости» (др. «Выстрел из милосердия», Ж. Кайроль, 1965)
- «Горит ли Париж?» (Клеман, 1966)
- «Сердцебиение» (др. «Смятение», А. Кавалье, 1968)
- «Приглашённая» (др. «Гостья», В. де Сета, 1969)
- «Чудовищная декада» (К. Шаброль, 1971)
- «Покушение» (др. «Похищение в Париже», И. Буассе, 1972)
- «Красная свадьба» (др. «Кровавое распутство», Шаброль, 1973)
- «В натуральную величину» (Л. Берланга,
19731974) - «Бешеная троица» (др. «Адское трио», Ф. Жиро, 1974)
- «Леонор» (Л. Буньюэль, 1975)
- «Ф. как Фэрбенкс» (др. «Он хотел жить», М. Дуговсон, 1976)
- «Тодо Модо» (Э. Петри, 1976)
- «Проклятье» (др. «Обвинитель», Ж.-Л. Бертучелли, 1977)
- «Сахар» (Ж. Руффио, 1978)
- «Атлантик-сити» (Л. Маль, 1980)
- «Странное дело» (П. Гранье-Дефер, 1981)
- «Блудная дочь» (Ж. Дуайон, 1981)
- «Шпион, встань!» (Буассе, 1982)
- «Чтобы пух кошелёк» (др. «Пусть те, у кого большая зарплата, поднимут руку!», Гранье-Дефер, 1982)
- «Цена риска» (Буассе, 1983)
- «Диагональ безумия» (др. «Диагональ слона», Ричард Дембо, 1984)
- «Да здравствует жизнь!» (К. Лелуш, 1984)
- «Успех любой ценой» (др. «Успех – лучшая месть», Ж. Сколимовский, 1984)
- «Уйти, вернуться» (Лелуш, 1985)
- «Дело не требует отлагательств» (др. «Смерть во французском саду», М. Девиль, 1985)
- «Мой зять убил мою сестру» (Руффио, 1986)
- «Невежа» (др. «Шестёрка», Девиль, 1986)
- «Пуританка» (Дуайон, 1986)
- «Дурная кровь» (Л. Каракс, 1986)
- «Румба» (Р. Ханин, 1987)
- «Чужая земля» (др. «Далёкая страна», Люк Бонди, 1987)
- «Человек, скрывающий своё лицо» (др. «Мужчина в вуали», Марун Багдади, 1987)
- «Болезнь любви» (др. «Любовный недуг», Ж. Дерей, 1987)
- «Там есть и белые» (др. «Как хороши эти белые», М. Феррери, 1988)
- «Китайские белила» (др. «Белый из Китая», Дени Гранье-Дефер, 1988)
- «Милу в мае» (Маль, 1990)
- «Марта и я» (Дж. Вайс, 1990)
- «Книги Просперо» (П. Гринуэй, 1991)
- «Прекрасная спорщица» (др. «Очаровательная проказница», Ж. Ривет, 1991)
- «Похититель детей» (К. де Шалонж, 1991)
- «Эквилибристы» (Н. Папатакис, 1991)
- «Лодка Лю» (короткометражный, Кристин Ситти, 1991)
- «Дивертисмент» (Жак Риветт, 1992)
- «Парад идиотов» (Ив Робер, 1992)
- «Время от времени» (короткометражный, Джефф Блит, 1992)
- «Архипелаг» (Пьер Гранье-Дефер, 1992)
- «Упущенная жизнь» (Гийом Никлу, 1992)
- «Ужин» (Эдуар Молинаро, 1992)
- «Психи на воле» (Марко Пико, 1993)
- «Разрыв(ы)» (Кристин Ситти, 1993)
- «Иммигрант» (Юсеф Шахин, 1994)
- «Медведь на сцене» (короткометражный, Бернард Ниссиле, 1994)
- «Чёрный ангел» (Жан-Клод Бриссо, 1994)
- «Сто и одна ночь Симона Синема» (Аньес Варда, 1995)
- «Бомарше» (Эдуар Молинаро, 1996)
- «Попутчица» (Петер Дель Монте, 1996)
- «Вечеринка» (Мануэл ди Оливейра, 1996)
- «Тико Мун» (Энки Билал, 1996)
- «Генеалогия преступления» (Рауль Руис, 1997)
- «Страсть в пустыне» (Лавиния Куррье, 1997)
- «Ничего о Робере» (Паскаль Боницер, 1999)
- «Бесплатное масло» (Серджо Кастеллитто, 1999)
- «Париж-Тимбукту» (Луис Гарсия Берланга, 1999)
- «Актёры» (Бертран Блие, 2000)
- «Всё в порядке, уходим» (Клод Муриерас, 2000)
- «Я иду домой» (Мануэл ди Оливейра, 2001)
- «Тот день» (Рауль Руис, 2003)
- «Малышка Лили» (Клод Миллер, 2003)
- «Морская болезнь» (Оливье Винуэса, 2004)
- «Волшебное зеркало» (Мануэл ди Оливейра, 2005)
- «Сады осенью» (Отар Иоселиани, 2006)
- «Всё ещё красавица» (Мануэл ди Оливейра, 2006)
- «Не трогай топор» (Жак Риветт, 2007)
- «Коробки» (Джейн Биркин, 2007)
- «Уникальная встреча» (др. «У каждого своё кино», короткометражный, Мануэл ди Оливейра, 2007)
- «Крыши Парижа» (Хинер Салим, 2007)
- «На войне» (Бертран Бонелло, 2008)
- «Пыль времени» (Тео Ангелопулос, 2008)
- «Восставшая» (Лорен Перро, 2009)
- «Полёт» (короткометражный, Саймон Валлон, 2009)
- «У нас есть Папа!» (Нанни Моретти, 2011)
- «Вы ещё ничего не видели» (Ален Рене, 2012)
- «Корпорация "Святые моторы"» (Лео Каракс, 2012)
- «Линии Веллингтона» (Валерия Сармиенто, 2012)
- «Вкус черники» (Тома Де Тье, 2014)
Мишель Пикколи в фильмах: «Рассвет» (1949, фото "A"), «Убийцы в спальных вагонах» (1965, фото "B").
Мишель Пикколи в фильмах: «Леонор» (1975, фото "A"), «Темрок» (1973, фото "B"), «Исступление» (1978, фото "C").
Мишель Пикколи в фильмах: «Диагональ безумия» (1984, фото "A"), «Дурная кровь» (1986, фото "B").
Мишель Пикколи в фильмах: «Милу в мае» (1990, фото "A"), «Чёрный ангел» (1994, фото "B"), «Прекрасная спорщица» (1991, фото "C").
Мишель Пикколи в фильмах: «Ничего о Робере» (1999, фото "A"), «Я иду домой» (2001, фото "B"), «У нас есть Папа!» (2011, фото "C"), «Экстравагантный мсьё Пикколи» (TB, 2017, фото "D").
IMDb: nm0681566.